Воздействие шума может проявляться в снижении качества продукции, увеличении числа ошибок и несчастных случаев. Особенно отрицательное воздействие шум оказывает на учебу и занятия спортом. Оптимальным для таких видов деятельности является шум ниже 50 дБА. Желательно добиться как можно большей однородности шума, производимого различными транспортными средствами.
Известно, что шум от поездов переносится лучше, чем от автомобильного транспорта ввиду его однородности. Исследования по изучению влияния шума проводятся во всех странах путем сравнения результатов опросов населения с результатами измерений шума. Анкеты включают в себя вопросы об источниках шума, времени его воздействия и характере деятельности, которой он мешает.
Зависимость между степенью субъективного неудобства и силой шума имеет статистическое значение в отличие от других факторов, которые такую четкую зависимость не обнаруживают. Опрос среди жильцов придорожных домов, проводившийся последовательно в четыре этапа, позволил получить почти одинаковые оценки тех неудобств, которые причиняет шум. На основании исследований можно определять уровень шума, который причиняет неудобство жителям придорожных домов, и предельно допустимые уровни' его, обеспечивающие приемлемые комфортные условия окружающей среды.
Основными характеристиками дорожного шума являются его частота и средний уровень. При определении шума от самолетов и поездов большую роль может играть периодичность. Анализ проведенных исследований, касающихся реакции человека на изменения шумового воздействия окружающей среды, позволяет сделать следующие выводы: степень неудобств зависит от пределов колебаний уровня шума (она может меняться при использовании защитных стенок, экранов зеленых насаждений, регулировании движения транспорта).