С планированием семейного (личного) бюджета сталкивается каждый человек: кто-то старается уложиться в отведенную ему сумму (полученную, заработанную и т.д.), некоторым проще «занять до зарплаты», а кто-то закрывает финансовый дефицит кредитами. И особенно остро данный вопрос встает, когда начинается самостоятельная жизнь. Лично я приверженец первого метода ведения семейного бюджета, когда расходы зависят от доходов.
Очень часто анализ семейного бюджета представляет собой таблицу, содержащую направления затрат, сумму плановых затрат, сумму фактических затрат и аналогичную таблицу по доходам, где осуществляется планирование бюджета и контроль за его выполнением. Обычно данный подход заканчивается ничем, так как занимает много времени.
Я предлагаю иной вариант составления и ведения семейного бюджета:
Во-первых, определяем свои расходы. Для этого заводим красивый блокнотик и кладем его на видное место. Необходимо один месяц не полениться и записывать все затраты, распределяя их по направлениям (например, коммунальные платежи, продукты и т.д.), только сильно не мельчите, постарайтесь уложиться в 5-7 источников расходов.
Далее, когда вся информация за месяц собрана, вы получили исходные данные для планирования. Здесь вы можете убить сразу двух зайцев: понять куда же уходят деньги и оптимизировать свои затраты - тем самым произойдет автоматическая экономия семейного бюджета за счет более рационального использования денег. Также важно посчитать, сколько в среднем в неделю уходит на продукты и хозяйственные товары.
Затем, покупаете столько конвертов, сколько направлений затрат у вас получилось и еще +3, подписываете каждый из них. Простота этого метода учета бюджета заключается в том, что распределение семейного бюджета производится единожды, в день получения заработной платы.
Итак, зарплата получена и принесена домой. Открываем свой блокнот, указываем месяц и, исходя из структуры затрат, распределяем деньги, раскладывая их по конвертикам.
Пример.
Я рассматриваю семейный бюджет в 45 000 р. Естественно, в каждой семье он будет свой.
Февраль
1. Обязательные платежи
- квартплата (коммуналка) – 4 000
- интернет – 500
- мобильные телефоны – 1 000
Итого: 5 500
2. На ребенка – 10 000 (питание, одежда, игрушки, кружки и т.д.)
3. Еженедельные затраты на продукты и хоз. товары – 4 000, в месяц – 4 000*4 = 16 000 + 2 000 (если зарплату не выдают вовремя). Итого – 18 000
4. Бензин (авто) – 4 000.
Таким образом, минимальная сумма, на которую можно прожить данной семье при такой структуре расходов составляет 37 500. Оставшаяся сумма в 7 500 уходит на покупку вещей, непредвиденные или разовые расходы, а также под накопления.
В нашем примере получилось 4 направления расходов, но конвертов необходимо 7. Для чего же еще 3 конверта? Один конверт идет под непредвиденные или разовые расходы (например, 4 000, 5 статья расходов), и желательно, чтобы эти деньги копились из месяца в месяц и после траты вновь восполнялись. Второй конверт я называю «НЗ» (Неприкосновенный Запас - идея, полученная от бабушки с дедушкой, которые в шутку называли так деньги, отложенные про запас) - в нашем случае 3 500 (6 статья расходов). Указанные два конверта можно заменить на вклады. А вот третий конверт нужен для экономии семейного бюджета. Особенность данного планирования в том, что нельзя потратить больше на обязательные платежи (сумма в квитанциях определена) или на кредит, а основные растраты происходят так сказать «на жизнь». Так вот, 7 конверт необходим для еженедельного разделения этих денег, в моем примере это по 4 000 (еженедельные затраты на продукты и хоз товары), который хранится отдельно, в более доступном месте, чем все остальные, и тратится в течение недели по мере необходимости. То есть, каждый понедельник из конверта 3 вы перекладываете 4 000 в конверт 7 и тратите в течение недели. Например, если вы к выходным потратили всю эту сумму, значит, на выходных отдыхаем теми способами, которые не требуют денежных затрат. Если же деньги остались, то добавляем их в конверт «НЗ».
В данном планировании не учтены карманные деньги, а только те, которые внесены так сказать «в общий котел», но вы можете вписать их в планирование, правда создавать отдельный конверт для них не стоит, на то эти деньги и «карманные».
Надеюсь, данные советы помогут вам для планирования и экономного ведения семейного бюджета.
Еще на эту тему:
10 способов сэкономить семейный бюджет
Несколько слов об обязательных платежах
Составляем семейный бюджет на год или как накопить на мечту
Оригинал статьи расположен на сайте Справочник хозяйки.