38,7K подписчиков

«Тридцать лет они жили розно»

31K прочитали

Так А.С.Пушкин написал о деде и бабке со стороны матери.

Осип Абрамович Ганнибал – третий сын «арапа Петра Великого». При рождении был он наречён Януарием, но имя изменили по требованию матери, которая не могла его выговорить. («Настоящее имя его было Януарий, но прабабушка моя не согласилась звать его этим именем, трудным для ее немецкого произношения»,- напишет великий внук). Служил в морской артиллерии, уже в 18 лет получил чин поручика, в 26 лет стал майором, а через два года вышел в отставку в чине капитана 2-го ранга

Иногда этот портрет помещают как изображение Осипа Абрамовича, но, судя по орденам, это всё же его прославленный брат Иван Абрамович.
Иногда этот портрет помещают как изображение Осипа Абрамовича, но, судя по орденам, это всё же его прославленный брат Иван Абрамович.

В 1773 году Ганнибал женился на Марье Алексеевне Пушкиной, дочери тамбовского воеводы, который был родным братом деда С.Л.Пушкина (как видим, в браке родителей поэта две ветви переплелись дважды). Мария Пушкина происходила из старинного дворянского рода, имела безупречную репутацию и хорошее приданое, но… Ей было уже двадцать восемь лет, а в то время рано выходили замуж. Брак оказался очень неудачным. Осип Абрамович из-за своей расточительности наделал много долгов, поэтому супругам пришлось продать ярославское имение - приданое невесты. В 1775 году у них родилась дочь Надежда (кое-какие источники упоминают также сына, умершего младенцем).

А.С. Пушкин писал: «Ревность жены и непостоянство мужа были причиною неудовольствий и ссор, которые кончились разводом». Однако развода-то как раз и не было! Судя по всему, уехав от жены, О.А.Ганнибал забрал с собой дочь и, чтобы вернуть ребёнка, покинутая супруга 18 мая 1776 г написала ему: «Государь мой, Осип Абрамович! Несчастливыя как мои, так и ваши обстоятельствы принудили меня сим с вами изъясниться: когда уже нелюбовь ваша ко мне так увеличилась, что вы жить со мною не желаете, то уже я решилась более своею особою тягости вам не делать, а разстаться на век и вас оставить от моих претензий во всем свободне, только с тем, чтобы дочь наша мне отдана была, дабы воспитание сего младенца было под присмотром моим. Что же касается до содержания как для нашей дочери, так и для меня – от вас и от наследников ваших ничего никак требовать не буду, и с тем остаюсь с достойным для вас почтением ваша… покорная услужница Марья Ганнибалова». 29 мая того же года Осип с готовностью ответил: «Я издавна уже оное ваше желание и нелюбовь ко мне чувствительно предвидел, и увеличившиеся ваши, в досаждение мое, несносные для меня поступки и поныне от вас носил с крайним оскорблением». Итак, официального развода не было, был лишь обмен «разводными письмами», не имеющими никакой законной силы.

Осип Абрамович был заседателем Псковского совестного суда, советником наместнического правления, а потом… встретил новую любовь! Новоржевскую помещицу, вдову Устинью Ермолаевну Толстую. «Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения», - укажет Пушкин. Чтобы вступить в новый брак, Осип Абрамович представил поддельное письмо (якобы от брата Марии Алексеевны Михаила) о смерти бывшей супруги. Обвенчавший их священник Василий Михайлов впоследствии потерял приход и на полгода был сослан в монастырь.

М.А.Ганнибал
М.А.Ганнибал

Марья Алексеевна, естественно, узнала о своей «безвременной кончине» и начала тяжбу о незаконности брака Осипа и Устиньи, которая, в свою очередь, обвинила «мужа» в растрате её средств на общую сумму в 27 тысяч рублей (эта тяжба продлится до самой смерти О.А.Ганнибала в 1806 году). В январе 1781 г. консистория объявила виновником разрушения супружеских уз Осипа Ганнибала, поскольку он первый отказался жить с женой. Архиепископ расторг брак Осипа с Толстой и обязал его вернуться к жене. Если Марья откажется жить с мужем, то он должен оставаться безбрачным до конца жизни, но если Марья согласится жить с ним, то срок епитимий можно пересмотреть в сторону уменьшения. Осип предложил Марье жить вместе, но она отказалась. Надежде Ганнибал была определена четвертая часть недвижимого имущества отца, отданная в управление Дворянской опеке, «дабы оно употреблено было в пользу и на содержание малолетней Осипа Ганнибала дочери…». Опекунами Надежды Осиповны Ганнибал были назначены дядя со стороны матери Михаил Алексеевич Пушкин и дядя со стороны отца Пётр Абрамович Ганнибал.

В 1784 году Ганнибалу была назначена восьмилетняя епитимья с тем, чтобы первый год он провел в монастыре, но благодаря ходатайству брата это наказание было заменено морской службой на Чёрном море. Выйдя в отставку, Осип Абрамович поселился в Михайловском, доставшемся ему в числе ряда других деревень при разделе отцовского наследства. Здесь им был благоустроен господский дом и заложен парк. Здесь он и умер «от следствий невоздержанной жизни».

Михайловское
Михайловское

В 1796 г. Надежда Осиповна вышла замуж за С. Л. Пушкина. Когда они переселились в Москву, Мария Алексеевна переехала туда же и наняла дом рядом с ними. Она заведовала их хозяйством, воспитывала их детей, приглашала к ним гувернанток и учителей, сама их учила. В 1806 г. Мария Алексеевна купила под Москвой сельцо Захарово, чтобы внуки проводили у неё летнее время. Пушкин потом тепло вспоминал эти дни:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово; оно

С заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено…

Памятник М.А.Ганнибал с внуком в Захарове
Памятник М.А.Ганнибал с внуком в Захарове

Для будущего поэта бабушка была очень близким человеком. Иногда он убегал к ней, залезал в её корзину для рукоделия и долго смотрел на её работу. Именно она обучила Пушкина прекрасному русскому языку (в родительском доме разговорным языком был французский). Он писала ему письма в Лицей (и читавший их А.А.Дельвиг был в восторге от её письменного слога). Именно бабушку вспоминал Пушкин, когда писал о первых явлениях своей Музы:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Делал ли дед попытки встретиться с внуками? Неизвестно. Ю.Н.Тынянов в романе «Пушкин» (при создании которого изучил огромное количество первоисточников) описывает приезд в дом Пушкиных после рождения у них сына Петра Абрамовича с крестиком и благословением «от деда».

«Ребенок задвигался, смотря мимо всех.

– Расцелуйте его в прах! – закричал арап. – Честное аннибальское слово – львёнок, арапчонок! Милый! Аннибал великолепный! В деда пошел! Взгляд! Принимаю! Вина!»

Было ли это на самом деле? Кто знает…

Марья Алексеевна умерла в 1818 году. Дождавшись возвращения любимого внука из Лицея, в том же селе Михайловском, где и муж (В том самом Михайловском, которое сейчас стало местом паломничеств для всех почитателей Пушкина). И внук подведёт итог: «Смерть соединила их. Они покоятся друг подле друга в Святогорском монастыре».

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

.