В отчёте про Убер (https://www.cbinsights.com/research/report/how-uber-makes-money/) есть десять критериев их инвестора Bill Gurley, которые надо рассматривать при изучении marketplace:
• Is it a qualitatively better customer experience?
• Does it provide an economic advantage?
• Can the technology make the marketplace more powerful?
• Is the current market highly fragmented?
• Is supplier signup currently high-friction?
• Is the market large enough?
• Can the market be expanded?
• How often will people transact on the platform?
• How do you get paid?
• Does adding to the network make the network more powerful?
Забавно, что нет ни слова про chicken-egg problem, а ведь именно её Убер до сих пор заливает тоннами денег. После 18 раундов, имея $22 млрд. инвестиций, можно продолжать дотировать цену поездки и покупать и водителей и пассажиров. Но бесконечно так делать не выйдет, а конкуренты все никак не умирают. Lyft в США, вон, и вовсе растёт, отбирая долю у Убера.
В отчёте про Убер очень однобоко описана конкуренция с Lyft. Это локальный конкурент, но на самом важном, американском, рынке. Там Lyft и Убер растут приблизительно с одинаковой скоростью и сейчас делят рынок приблизительно 30/70.
У Убера экспансия по миру и ставка на self driving авто. У Lyft за спиной стратегическое партнёрство с Waymo и недавние инвестиции от Google ($1B). Экспансии по миру нет, но и нет связанных с этим костов и расфокусировки.
Обе компании собрались на IPO в 2019. И вот тут Lyft, который по некоторым оценкам может закончить 2018 с чистой прибылью, выглядит гораздо интереснее Убера, который и денег у инвесторов взял сильно больше, и в Китае/России/Азии облажался, и убыточен пока очень сильно (хотя и сокращает разрыв каждый год, но прибыль ожидается лет через 5). В текущей ситуации Lyft, как мне кажется, может гораздо более эффектный выход сделать: за спиной Google/Waymo, на столе профит, а на собранные деньги можно хоть продуманную экспансию по миру начинать, хоть за домашний рынок бороться.
Оценка Убера в несколько раз больше, но выход на IPO это не только деньги, а ещё и очень большой маркетинговых ход, который у Lyft может сработать гораздо лучше. Lyft там будут первые и так или иначе IPO Убера уже по ним будут судить.