Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Весна» - атака клонов

Шедевр Григория Александрова с банальным названием «Весна» (1947) поражает своей пышной, имперской эстетикой. Тут нет коммуналок на пять семей, полуподвалов, послевоенного быта. Тут — витрина. Точнее — сцена. Сюжет знают все. Но в хорошем кино, помимо фабулы есть второй план. Всегда. Здесь интересна тема клонов, перекликающаяся со сталинской фразой «Незаменимых у нас нет». Однако об этом думаешь в последнюю очередь. Что же мы видим?

Кадр из фильма «Весна» (1947). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Весна» (1947). Скриншот. Источник - YouTube.

Помощник режиссёра ищет копию профессора Ирины Никитиной. Интересно, зачем ему копия человека, о котором сценаристу практически ничего не известно? Помните, как сама учёная возмущалась той ахинее, которую о ней написали? Однако же лицо нужно «то самое». Точное попадание. Клон. И съёмочная группа уверена — такая в природе водится. Точно! Они её находят и довольно скоро. Интересен момент с близнецами-танцовщицами, которых подзывает к себе режиссёр...

Вот, мол, природа создаёт второй экземпляр! Актриса Шатрова должна быть копией Ирины Петровны, тогда как дама, занимающаяся Солнцем, вынуждена изображать актрису. Это не просто игра с переодеванием, характерная для комедийного театра XVI-XVIII веков (а сталинский Большой Стиль многое прямолинейно копировал из старинной классики) — тут конструирование людей, пространства, некоего Зазеркалья.

Кадр из фильма «Весна» (1947). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/
Кадр из фильма «Весна» (1947). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

Королевство ...прямых зеркал. Отражения всего и вся. Учёная Никитина и актриса Шатрова (уже невозможно понять, кто именно) встречают на студии то клонов Гоголя (две штуки), то Маяковского, то Пушкина. Выбирают не актёра на роль Гоголя, а именно — Гоголя. Героиня Орловой смотрит вниз — там воссозданный бал Николаевской эпохи. Это не просто сцены из будущих картин — это великолепные симулякры реальности.

Или даже замена реальности. Ближайший аналог из советского кино: у подростков из дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» была интереснейшая возможность — они могли смоделировать на своём корабле фрагмент практически любого земного пространства — свою квартиру, море, поляну и так далее. Тоже клоны. И тоже великолепно, точно сделанные. Однако же звучит фраза: «Не уходи далеко, а то упрёшься в небо».

Кадр из фильма «Весна» (1947). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/
Кадр из фильма «Весна» (1947). Скриншот. Источник - https://www.pinterest.ru/

Оно не настоящее. Фильм «Весна» по ощущениям напоминает эти кабинки с клонами пространств и ситуаций. Исторических сцен. Знаменитостей. Империй. Сталинский мир, как очередная копия Древнего Рима, Франции Людовика-Солнца (в кадре Институт Солнца), наполеоновской Империи, России Золотого Века. Но и это не самое-самое: гримёрша полагает, что реальная Никитина - ...не реальна. Смоделированная конструкция оказывается более правильной, чем натуральная.

Зина Корзина (с)