Немного о грустном. Латинское слово «decimatio» произошло от слова «decimus», «десятый». Под этим общим названием в легионах подразумевалась высшая мера наказания в римской армии. Применялась за бегство с поля боя, потерю легионного орла, дезертирство, мятеж, сон на посту, грубое нарушение субординации (оскорбление словом или действием высшего офицера), непочтение к богам и покровителям частей, воровство и другие тяжкие воинские преступления.
Наказывались как отдельные солдаты, так и центурии, когорты и даже целые легионы. Провести децимацию при республике имел право полководец, а в период империи приказ о наказании мог отдать только принцепс, как законный «отец» каждого легионера.
Провинившееся подразделение разбивалось на десятки, в каждой из которых солдаты (независимо от степени вины, срока службы и возраста) тянули жребий. Один из десяти становился жертвой, считавшейся в древнейшие римские времена угодной богам.
Казнь производилась двумя способами. По одному из них девять товарищей забивали обреченного дубинками и камнями до смерти. По второму исполнение приговора возлагалось на ликторов – телохранителей полководца. Их атрибутами были связки прутьев (фасции) и топоры. Сначала приговоренного секли розгами до полусмерти, а затем обезглавливали.
Остальные легионеры на определенный срок лишались военных поясов, получали паёк ячменными зёрнами вместо пшеничных и размещались в палатках за пределами лагеря. Потом они распределялись между разными центуриями и когортами. Иногда военачальник добавлял унижений, например, заставлял виновных носить женские платья.
В целом, децимация применялась редко и только в крайних случаях. Самое ранее упоминание относится к 471 году до н.э. В Спартаковской войне Марк Красс вынужден был применить этот вид наказания, так как слабо подготовленные солдаты не раз бежали от восставших рабов. А таким образом военачальник стал для солдат страшнее врага.
Использовал децимацию и Юлий Цезарь, в том числе и против своего любимого впоследствии X легиона. В имперский период это явление практически сходит на нет. Наказывались за преступления отдельные солдаты и некоторое время легионеры-христиане за непочтение к языческим богам (за отказ почитать имаго императора и принимать участие в жертвоприношениях).
Большие подразделения не децимировались, так как армия уже прочувствовала свою силу, и была высока опасность бунта. Иногда за трусость или мятеж казнили каждого двадцатого («вицезимация») или сотого («центезимация»). Древнеримский обычай значительно пережил своё время и «дожил», к сожалению, и до наших времён.