Приветствую на канале!
Отечественные ВКС обладают большим количеством самолётов различного типа, среди которых есть настоящий рекордсмен в области долгожительства – это Ту-95. Самолёт, который совершил первый полёт еще в далёком 1952 году, а последний экземпляр покинул завод в 1992. Есть у него заокеанский конкурент – американец Б-52, который старше на полгода. У многих может возникнуть вопрос – почему в армии эксплуатируют такую «древнюю» технику? Давайте разбираться.
Немного истории. После Второй Мировой войны советское командование прекрасно осознавало, что страна, применившая ядерное оружие по мирным городам, представляет колоссальную угрозу, на которую необходимо ответить. Но в те времена авиапарк дальней авиации не позволял долететь до Североамериканского континента и сбросить свои атомные бомбы по целям, что заставило руководство принять решение о разработке межконтинентального бомбардировщика. В результате работ появился Ту-95, который серийно производился с 1954 года, а его модификация МС – с начала 80-х. В 80-е года прошлого века появилась крылатая ракета Х-55, основным носителем которой стал Ту-95МС. Позже его арсенал пополнился модернизированной Х-555, а сейчас он несёт Х-101, но об этом чуть позже.
Основная причина, почему Ту-95, как и его американский соперник, до сих пор активно эксплуатируются – это вооружение. Конечно, дальность полёта и хорошие ТТХ важны, но сейчас они откладываются на второй план. То есть в тот момент, когда создавался «Медведь», конструктора предполагали, что самолёт будет пролетать прямо над целью и сбрасывать ядерный боеприпас, а сейчас концепция поменялась и сброс ядерного боеприпаса можно сделать на дальности до 5000 км – такая предел у крылатой ракеты Х-102. При боевом радиусе «Медведя» с одной дозаправкой в 8300 километров, цель может находится на дальности более 13000 километров, а это уже сравнимо с тяжелыми МБР.
Говоря более подробно о модернизации до уровня МСМ, то она заключается в расширении бомбового отсека для тех самых Х-101/Х102 плюс установка внешних точек подвески. Это позволит бомбардировщику нести до 16 ракет (ранее только 6). Для взаимодействия самолёта с вооружением установят новую СУО и полностью поменяют приборную панель – аналоговые приборы будут заменены на жидкокристаллические экраны. Также заменят РЛС и установят новую систему бортовой обороны. Новая СУО, кстати, позволит корректировать полёт Х-101 уже после пуска – например, если цель потеряла приоритет или была уничтожена другими силами.
Ту-95МСМ прошёл обкатку в Сирии. Точнее сказать в России, так как бомбардировщик выпускал ракеты по целям из нашего воздушного пространства, которые отлично себя зарекомендовали. В армии 48 самолётов такого типа, но модернизации подвергнуться около 35 – причина тому некоторые конструктивные особенности. Но даже этого количества достаточно, так как они все вместе смогут нести 560 ракет, а это очень много. В этом году армия получит 4 Ту-95МСМ.