Найти тему
Слушать книги

Домовой с медалью

Десять лет назад, в 2008 году в отечественной литературе появился сильнодействующий препарат. Это детская сказка "Похождения Вани Житного или Волшебный мел", которую написала живущая в Сочи выпускница Литературного института Вероника Кунгурцева.

«Сильнодействующий», потому как все, что с ним связано, так или иначе скатывается к крайностям. Вот вам, к примеру, аннотация книги: «Сказка о мальчике-найденыше, который со своими спутниками, домовым-фронтовиком и говорящим петухом по кличке Перо, отправляется на поиски чудесного мела. Трое друзей попадают в заколдованный лес, на дно реки Смородины, знакомятся с лешими и водяными, а затем, чудом оставшись в живых, прилетают в Москву. На дворе - октябрь 1993 года...».

Согласитесь, единственный вопрос, который просится на язык – «У кого автор закупается столь качественной травой?». Более того – на поганцев «аннотаторов», которые и про Гамлета сочинят такое, что достать платок и плакать, в данном случае вины не свалишь – текст абсолютно правдив. В книге действительно именно это и происходит, разве что с "водяными" соврали - водяной был один. Там действительно есть и домовой-фронтовик, и леший-орденоносец, расстрел Белого дома соседствует со сбором плакун-травы, а полеты на фашистском самолете – с гламурным лицом и дурнопахнущей изнанкой конкурсов красоты.

Зарыдать и убиться веником.

-2

Но при всем при этом многие из прочитавших впадают в какой-то неприличный восторг. Один литературный критик резервирует за сказкой место в истории русской литературы, другая признается, что это единственная отечественная книга за много лет, сохраненная ею в домашней библиотеке. Дальше густо перемешаны слова «замечательная» и «офигел».

И немудрено. «Волшебный мел» - сказка. Настоящая сказка, а не те фальшивые елочные игрушки из анекдота, которые ушлые авторы в последнее время выдают за детскую литературу.

Это действительно одна из лучших книг, прочитанных вашим покорным слугой за последние пару лет. Позже вышли еще два романа, но они уже были послабее. А первая - очень крута. И это действительно роман, а не подкаченная до нужного объема повесть (а то и рассказ), которыми кишат номинационные списки всяких «букеров». Роман многослойный и многоплановый, коллега был точен - «огромная, как «Мифогенная любовь каст», мрачная и одновременно пронизанная раблезианским народным юмором, уходящая корнями в хтонический восточноевропейский фольклор эпопея». История подкидыша Вани, оказавшегося ведьминым внуком подгребает тебя к себе без всяких политесов, с первой страницы – и держит цепко. Даже не мечтай вырваться, не перелистав все страницы до последней.

-3

Но вот дочитав, многие книгой решительно недовольны. С примерно той же степенью эмоционального накала.

Основная претензия, собственно, одна – «это не детская книга».

Дело даже не в эпизодах вроде того, когда смертельно пьяные домовой рода Житных Шишок и домовой Казанского вокзала Казанок дерутся в кровь, выясняя – кто же был Сталин – герой или злодей. И даже не в пресловутом расстреле Белого дома – «московская» часть книги вообще оказалась самой слабой, привнеся во всегдашность сказки неуместную публицистичность. Просто это очень страшная сказка.

Сказкам вовсе не приписана благостность (в отличие от хэппи-энда), но одно дело понимать это умом, а другое – вновь испытать тот наваливающийся темной душностью детский ужас, заставлявший в панике закрывать глаза или прятаться под одеялом.

Да и вообще – узловые проблемы этой сказки отнюдь не детские. Вы подсунете родимому недорослю книжку, зная, что, к примеру, проблемы абортов или детской бездомности автор там не то что ставит – вздымает, как хоругвь на крестном ходе, с безоглядной уверенностью в своем праве?

Поэтому даже самые преданные адепты книги неуверенно оговариваются: «Неясно, впрочем, правда ли, что все книжки, где главный герой — несовершеннолетний и есть волшебство, — детские».

______________

На всякий случай напоминаю - если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям - это меня очень радует.