Найти в Дзене
Виктория Шорите

Биология изменений

Немало написано о том, почему человеку так сложно менять свои внутренние убеждения и делать выборы по-новому.

Свернуть

Я хочу поделиться с вами ещё одной гранью этого процесса – с точки зрения нейропсихологии.

Каждый из нас получает информацию двумя путями: из внешней среды и из внутренней. Сливаясь в единый поток, эта информация попадает в пирамидальные нейроны коры больших полушарий. К анализу этой информации подключается наша память, как индивидуальная, накопившая личный опыт каждого из нас, так и видовая память, содержащая эволюционный и родовой опыт. Взаимодействуя, пирамидальные нейроны и память вырабатывают «программу действий» в ответ на поступившие стимулы и “принимают решение”, как лучше всего достичь цели, основываясь на максимально удачном опыте, до сих пор зафиксированном в памяти. Приняв это решение, сигналы передаются вегетативным центрам, отвечающим за нашу активность, и мы действуем тем или иным способом. Полученный от данного действия результат снова попадает в нейронный анализатор и в зависимости от того, достигли мы желаемого результата или нет, «программа действий» корректируется и в следующий раз при анализе поступающей информации, решение может быть принято иначе. Длительность этого цикла измеряется миллисекундами. Эти процессы происходят на физиологическом уровне автоматически и постоянно, регулирую как процесс наших каждодневных физических движений, так и принятия важных психологических решений. Осознание того, что мы сделали в результате этого процесса, приходит спустя примерно 250 миллисекунд после его осуществления.

А теперь как это всё связано с тем, что нам очень непросто бывает менять свои паттерны поведения и идти в новый опыт, совершая принципиально новые выборы. Эволюционно наш организм базируется на удовлетворении двух базовых потребностей: выживание и получение удовольствия. При этом наш самый первый индивидуальный опыт – это опыт рождения. Он настолько сильный и болезненный, что фиксируется как крайняя опасность, переход из совершенного космического комфортного внутриутробного пространства в мир без границ, с резким потоком новых стимулов на все органы чувств и с резким изменением и включением физиологических функций организма. При этом по сути происходит - переход из единственно до этого известного стереотипного мира/опыта в совершенно новый мир/опыт. Этот переход сильно травматичен, и фиксируется как угроза жизни.

Перемена равно опасность – через фильтр этого опыта каждый раз проходит вся информация, которую мы впоследствии перерабатываем в выборы, решения и действия. Закрепляется этот механизм ещё и во взаимодействии со значимыми взрослыми ребёнка, которые в нашей культуре часто воспитывают детей в стиле «мир опасен», опекая и защищая от любых физических и психических фрустраций, даже самых незначительных и бытовых.

Наши реакции инстинктивны и рефлекторны, да ещё и осознаём мы их с задержкой во времени, если вообще осознаём, когда речь идёт о наших психических процессах. Почему в гештальттерапии мы делаем акцент на важности контакта, на новых способах его организации в здесь и сейчас в кабинете терапевта и что ещё важнее - в реальной жизни? Потому что это может стать для нас тем самым новым опытом, который начнёт переписывать нашу «программу действий», который окажется не только не угрожающим и опасным при переходе от стереотипного к новому, но принесёт прекрасные результаты и то самое удовольствие, к которому каждый из нас стремится. И тогда все последующие сигналы внешней и внутренней среды будут проходить через иной нейронный фильтр, в котором будут сформированы другие структуры. Готовы ли мы управлять нашим мозгом или нам проще позволить ему управлять нами, забивая до конца жизни старые фильтры? Хватит ли нам смелости действовать по-новому, менять своё мировоззрение и улучать качество жизни? Надеюсь, что понимание физиологической стороны процесса поможет вам ответить на эти вопросы и задаться своими.