Найти тему
ProTанки

Танковый армагеддон летом 41-го глазами немецкого генерала

В одной из свежих статей, мы с вами упомянули про практически неизвестно для отечественных читателей немецкого генерала Эрхарда Рауса. Впрочем, его мемуары, особенно, их немецкий вариант очень красиво написаны, что в достаточной степени удалось передать при переводе.

Летняя излучина и немецкие танки.
Летняя излучина и немецкие танки.

Если прям коротко говорить про Эрхарда, то пик его возможностей пришелся на весну 43-го года, когда он командовал 48-м танковым корпусом, и несмотря на поражение под Белгородом, не дал советским войскам уничтожить свой корпус, и в последующем вместе с танковыми частями СС осуществил удачное контрнаступление. В общем и целом, качественный такой вояка, знаю дело в танковых операциях. Так вот, в своих мемуарах Раус отдал огромное место природе, которая встретилась им с самого начала войны, то есть с лета 41-го года.

-3

Как рассказывает генерал, все начиналось удачно, при благоприятной погоде: жаркий день и прохладные ночи, болота высыхали, в итоге летом для танков все дороги являлись проходимыми, даже низины. До того момента, пока не начинали лить дожди, вот так вот, буквально восемьдесят лет назад погода становилась большим препятствием для продвижения танковых колонн Третьего Рейха. Немецкие танки плохо справлялись с пылью, и пришлось в итоге устанавливать воздушные фильтры. В итоге, подтверждается наше мнение, что обычные лошадки, стали основным гужевым транспортом, даже в условиях танкового армагеддона и в условиях маневренной войны.

-4
При этом озвучивается, казалось бы банальная, но практически не упоминаемая вещь: летом 41-го года одежда даже не солдат, а танкистов в большей степени была слишком теплой. Как-то не очень вплоть до 43-го года было в вермахте с одеждой для всех родов войск.
-5

Раус сразу же пишет, что сила его 6-й танковой дивизии, мягко говоря, была равна одному тяжелому танковому батальону: а это в среднем 20 танков «Тигр» в классической комплектации. Прежде всего потому, что основная часть сил танковой дивизии были легкие машины чешского производства Pz-35t, а они были аналогом советским танков БТ-7, так что пробивались всеми противотанковыми орудиями. Так что колоссальным испытанием были встречи с советскими тяжелыми танками КВ-1, и собственно, каждый знает эпизод о том, как дивизия Рауса почти два дня сражалась с одним КВ-1.

-6

В целом, уже в июле месяце русские танковые части, как описывает автор, сопротивлялись в масштабно, но недостаточно организованно. Красная армия, после каждого поражения рассыпалась, но потом восстанавливалась вновь. При этом, Раус рассказывает достаточно много о «линии Сталина», как было трудно ее пробивать и т.д, впрочем, организованной фортификационной линии на самом деле не существовало. Советские войска, и особенно танковые ( то что от них осталось к середине июля) сражались упорно, стараясь задержать противника, но общий хаос не позволял остановить противника где-нибудь в районе Риги.

-7

Удивителен тот факт, что за каждое 88-мм зенитное орудие сражались на уровне командующих дивизий, потому что они были способны уничтожать даже КВ-1 с расстояния в 1.5 км. И вот когда последнюю зенитку у 6-й танковой дивизии отобрали, снова настали тяжелые дни, так что в КВ-1 приходилось стрелять с расстояния в 100 метров прямой наводкой, и использовать надо было как минимум Pak 30 5-cm.
-8