В чём концепция и смысл Эмоционального Интеллекта
Объединив информацию из разных источников, эмоциональному интеллекту можно дать такое определение: это способность проводить мониторинг своих эмоций и эмоций окружающих людей, уметь различать их и правильно называть, и в мыслях и действиях отталкиваться от полученной информации и взаимодействовать с другими людьми.
Навык эмоционального интеллекта мы используем, испытывая сочувствие с коллегой, или искренне разговариваем с супругом об отношениях, когда мы справляемся с эмоциональными всплесками детей – в этих ситуациях ЭИ помогает нам наладить связь с собеседником, понять себя, жить более аутентично и эмоционально благополучно, быть более целостными и счастливыми.
Существует несколько видов интеллекта, связанных между собой, но сильно отличающихся друг от друга.
EQ и IQ
EQ – это эмоциональный интеллект, служащий распознаванию чувств и эмоций, установлению качественных связей и обсуждению переживаний.
IQ – это когнитивный интеллект, известный всем, собственно и называемый просто интеллектом. Этот интеллект легко измерить тестами и заданиями.
EQ и SQ
SQ – социальный интеллект, который более близок к EQ чем к IQ, навигируя по социальным и эмоциональным ситуациям. Но, имея определённые сходства, это всё же два разных вида интеллекта: EQ больше нацелен на настоящее, помогая идентефицировать и справиться с эмоциями в моменте их переживания. В то время как SQ больше направлен на будущее - он о том, как понимать чувства, личности и их поведение с целью достижения благоприятного исхода событий.
EQ в психологии
Понятие эмоционального интеллекта заполнило тот пробел, который не могли обозначить психологи, прекрасно понимая, что когнитивного интеллекта не достаточно для ощущения целостности, но теории о недостающем компоненте часто сильно различались и не могли охватить всего объёма недостающих навыков, поэтому психологи не могли прийти к единой концепции. Как только созрела теория эмоционального интеллекта – она сразу стала тем самым недостающим паззлом, которого не хватало.
Краткая история эмоционального интеллекта
История EQ начинается с работ американского социального психолога Питера Соловея. В 1990 году совместно со своим коллегой Джоном Мейером он впервые описал концепцию эмоционального интеллекта, дав ему определение: способность ежедневно эффективно распознавать, понимать, утилизировать и регулировать эмоции. Их работа вызвала огромный интерес как в профессиональных кругах, так и среди широкой аудитории. Судя по последовавшему количеству публикаций и исследований теория стала революционной.
Вскоре после первой публикации тему стали подхватывать и другие психологи. Один из них - Даниел Гоулман, опубликовавший в 1995 году бестселлер «Эмоциональный интеллект», презентовавший теорию EQ широкой публике.
Гоулман считал EQ важнейшим компонентом успеха, особенно для детей. Эмоциональный интеллект он считал основой для успешного развития и IQ и для минимизации социальных поведенческих трудностей, происходящих в школе и забирающих продуктивный ресурс. Его идеи были с радостью приняты как в научных, так и в широких кругах и на сегодняшний день уже является неоспоримым тот факт, что развитие EQ не менее, а то и более важно, чем развитие IQ. EQ – это не врожденный фактор, это навык, который может быть приобретён и развит.
Вскоре после Гоулмана, Трэвис Брэдберри и его коллега опубликовали книгу под названием «Эмоциональный интеллект 2.0» , в которой они представили пошаговую инструкцию повышения EQ – 66 стратегий, основанных на осознанности, само-регуляции, социальной осознанности и навыках выстраивания отношений. Эффективность их стратегий подтверждают тесты, проведенные до и после прочтения книги и применения техник. Книга была отмечена самим Далай Ламой как важный вклад в развитие осознанности людей.
Научные исследования теории EQ
Исследований EQ было проведено немало. Я хочу познакомить вас с тремя последними и самыми важными в этой области на сегодняшний день.
- 2010. Лидия Сонг и её коллеги исследовали как уровень EQ и IQ влияют на результаты обучения и социальную коммуникативность студентов колледжа. Они пришли к результату, что в то время как IQ несомненно влияет на успех в обучении студентов, EQ вносит свой совершенно уникальный вклад, помогая установить широкий круг крепкий контактов и связей среди студентов, что при современной значимости нетворкинга часто бывает важнее замкнутом на себе интеллекте.
- 2009. Кимми Ки и Питер Соловей задались вопросом о связи эмоционального интеллекта и психического здоровья: ниже ли уровень EQ у людей, страдающих шизофренией? По четырём объёмным тестам, оценивавшим способность идентефицировать, понимать и справляться с эмоциями, они пришли к выводу о том, что уровень EQ у страдающих шизофренией значительно ниже показателя здоровых респондентов.
- 2009. Дельфин Нелис и её коллеги обратили внимание на один из самых важных и практических вопросов в связи с EQ: возможно ли и как поднять уровень ЭИ? Они создали две группы, которые тестировались на уровень EQ – в начале и в конце исследования. Одна группа проходила тренинг (4 групповых сессии по 2,5 часа), вторая – нет. Результат показал значитаельное улучшение навыков EQ по сравнению с необучавшейся группой.
Эти исследования внесли много ясности в теорию EQ и открыли для неё новые перспективы. Уровень эмоционального интеллекта действительно крайне важен для достижения успеха, необходим для установления здоровых близких отношений и для поддержания психического здоровья. И этот навык не является врожденным, его можно «прокачать» в любом возрасте.
Структура эмоционального интеллекта
EQ состоит из 5 компонентов и 4 измерений
5 компонентов:
- эмоциональная осознанность – способность распознавать и понимать собственные эмоции. Это база EQ, на которой основываются все остальные навыки.
- само-регуляция – следующий шаг в освоении EQ: распознав свои эмоции, мы должны уметь адекватно их выразить и справиться с ними.
- само-мотивация – становится естественным следствием хорошего уровня EQ, когда действия человека мотивированы изнутри, но не с целью достижения определённой репутации, славы и прочих внешних поощрений.
- Эмпатия – это способность распознавать, что чувствуют другие люди; на более близком уровне это способность поставить себя на место другого и почувствовать ситуацию из его позиции.
- социальные навыки – последняя деталь пазла – эти навыки помогают нам коммуницировать во вне и успешно управлять социальными ситуациями. Этот навык помогает эффективно достигать своих целей, используя внешние ресурсы.
Эта структура была разработана в первую очередь в контексте бизнеса и работы организаций. Каждая часть структуры была подразделена на суб-навыки, овладение которыми повышало эффективность работы компании в целом и каждого её сотрудника в отдельности.
Осознанность:
- эмоциональная осознанность: распознание эмоций других и их эффектов
- адекватная самооценка: осознание своих сильных сторон и ограничений
- уверенность в себе: уверенность в своей ценности и способностях
Саморегуляция:
- самоконтроль: управление разрушительными эмоциями и импульсами
- лояльность: придерживание ценностей честности и целостности
- добросовестность: ответсвенность за собственные результаты
- адаптивность: гибкость в принятии изменений
- инновативность: открытость новым идеям и информации
Мотивация:
- желание достижений: стремление улучшать свои результаты и достигать новых
- лояльность: согласование своих действий с действиями и целями группы
- инициативность: готовность к действиям
- оптимизм: настойчивость в достижении цели не смотря на сложности и застревания
Эмпатия/социальная осознанность:
- эмпатия: чувствование эмоций других людей и активное участие в их переживаниях
- ориентация на сервис: предвидение, распознавание и удовлетворение нужд «клиента»
- развитие других: понимание точек развития других людей и оказание им в этом поддержки
- эффективное использование разностей: привлекать разных людей под разные возможности, понимая их ресурсы
- политическая осознанность: считывать эмоциональное состояние группы и расстановку сил в ней
Социальные навыки:
- влияние: внедрение эффективных тактик достижения цели
- коммуникация: ясные и убедительные указания
- лидерство: вдохновение и ведение за собой людей и группы
- катализатор изменений: инициация и внедрение изменений
- управление конфликтами: переговоры и разрешение рассогласованности
- установление связей: поддержание ресурсных отношений
- коллаборация и кооперация: совместная работа с другими на достижение общей цели
- командные навыки: создание групповой энергии на достижение общей цели
4 измерения EQ, создающие иерархию эмоциональных навыков:
- чувствование эмоций – узнавание состояние другого человека, идентефикация его чувств, адекватное выражение своих эмоций, различение подлинных и напускных чувств
- использование эмоций во благо – перенаправление и расстановка приоритетов на основе чувств, создание эмоций, улучшающих верность вынесения суждений и стимулирующих запоминание; отслеживание перемен настроения, принятие в расчёт разных точек зрения и использование эмоциональных состояний для улучшения качества решения проблем и повышения креативности
- понимание природы эмоций – понимание взаимодействия эмоций, их происхождения и последствий, понимание противоречивости переживаний и смены эмоциональных состояний
- управление эмоциями – открытость как позитивным так и негативным эмоциям, мониторинг собственных чувств и способность к рефлексии; продление, вхождение или прекращение определённых эмоциональных состояний
7 признаков руководителей с высоким EQ:
- не боятся перемен; они воспринимают их как факт и быстро адаптируются
- обладают высоким уровням само-осознанности, знают свои сильные стороны, что могут развивать в себе и понимают в какая среда им лучше всего подходит для раскрытия своего потенциала
- они эмпатичны: легко соотносят себя с переживаниями других и понимают, через что проходит другой
- стремятся к наивысшему качеству, понимая, что идеал – недостижимый стандарт
- они сбалансированы, организовывают здоровую рабочую и личную жизнь
- они любопытны и открыты, любят исследовать новые возможности
- они добры, благодарны и счастливы
Дополнительные качества:
- работа и свободное время находятся в балансе
- у них уверенный фокус, сосредоточенность на задаче (без метаний)
- они гибкие и готовы плыть в потоке
- открыты новым идеям и проектам
- ощущают чётко свои границы, знают где и на сколько их открывать и в какой момент делать непроинцаемыми без ущерба себе и близким
- они осознают свои сильные и слабые стороны, и развивают первые, чтобы компенсировать вторые
- они обладают глубокой эмпатией, благодаря чему способны сопереживать и сочувствовать
- они любознательные, любопытные и увлеченные люди
- они всегда смотрят в будущее и двигаются вперёд
- легко умеют прощать других, не держат обид и не злопамятны
Признаки руководителя с низким эмоциональным интеллектом:
1. не способен контролировать свои эмоции
2. не распознают чувств других людей
3. не способны сохранить хорошие отношения (рабочие и личные)
4. всегда носят маску, не давая другим считать своё состояние
5. часто эмоционально неадекватны ситуации
6. им трудно справиться с чувством грусти и печали
7. они кажутся безэмоциональными и сами эмоционально «глухи» - не считывают невербальные проявления эмоций
8. у них сложности с сочувствием
9. они не способны контролировать градус своих эмоций, особенно при накале переживаний
10. их редко трогают эмоциональные сцены в фильмах и книгах
11. они принижают значимость эмоций и EQ и делают ставку на расчёт и логику
12. они не всегда способны распознать свои собственные переживания
Почему важно развитие EQ?
Способность узнавать свои эмоции – это основа понимания того, что сделает вас успешным и в чём вы сможете процветать. Мы, люди – эмоциональные, социальные существа. Эмоциональный интеллект помогает налаживать качественные связи, распознавать и усиливать свои способности, быть гибким и в то же время устойчивым. Высокий уровень EQ делает вас успешными сразу во всех жизненных сферах.
Хороший уровень EQ помогает не только улучшить качество жизни в целом, но и проживать более эффективно каждый день, особенно в трудные периоды. Саморегуляция – это первый шаг, прежде чем мы сможем сделать второй – во внешний мир и в контакт с другими людьми.
Эмоциональный интеллект в работе
Максимально эффективной будет работа той организации, в которой сотрудники имеют высокий EQ, они будут отличаться лидерскими качествами, высоким уровнем мотивации, и качественной коммуникацией в команде, с руководством и с клиентами. Понимание того, как грамотно налаживать контакт, какие этапы проходят формирующиеся отношения, как наши установки формируют наш опыт, как избегать столкновений интересов, оценочности и нездоровой конкуренции – всё это приходит с усвоением знаний и навыков эмоционального интеллекта.
Как эмоциональный интеллект влияет на принятие решений?
EQ значительно улучшает способности принятия решений. Понимание себя и окружения помогает более эффективно взвешивать и оценивать все возможности, перспективы и риски, откладывать в сторону незначимые и не имеющие к делу отношения эмоции – но не все эмоции, а только тормозящие (например, тревога). Это помогает оставаться более объективным и уравновешенным в принятии решений.
Важность EQ в личной жизни
Хороший уровень EQ помогает выстраивать надёжные долгосрочные отношения.
Люди становятся способны:
- способны правильно считывать эмоции близкого человека и адекватно реагировать на них
- понимать и регулировать собственные эмоции, не закупоривая свои эмоции и не позволяя им проявляться бесконтрольно
- понимать, что мысли формируют чувства, и регулируя свои мысли, мы можем регулировать чувства
- связывать свои действия и реакции других людей, понимают какие собственные действия/бездействия приводят к определённым последствиям и как другие могут повести и почувствовать себя, отталкиваясь от этого
Не удивительно, что у людей с развитым эмоциональным интеллектом более качественные, стабильные и удовлетворяющие отношения.
Важность EQ для помогающих профессий
Если вы работаете в сфере психологии и коучинга, эти знания и навыки вам необходимы – без них эффективные интервенции будут невозможны. Если Ваши клиенты не смогут видеть ваши чувства, перед ними не будет живого примера переживания эмоций и им будет очень сложно почувствовать собственные.
В области медицины уровень EQ крайне важен на всех уровнях: от медсестёр до врачей, помогая им устанавливать психологически здоровые отношения с пациентами и уметь при этом бережно отнестись к себе и своему состоянию, не допуская эмоционального выгорания.
EQ педагогов – социально важный вопрос, ведь это люди, работающие с детьми. Важно знать особенности детской психики, уметь выстраивать отношения с детьми и родителями, хорошо чувствовать собственные границы и ограничения и следить за «экологией» своего внутреннего состояния.
Гибкость – как следствие высокого уровня EQ
Гибкость становится одной из основных характеристик личности с высоким EQ. Гибкость помогает приспосабливаться к неизбежным изменениям и восстанавливаться после тяжелых периодов, неудач и разочарований. Многие считают именно EQ основой адаптивной способности человека, которая в свою очередь является неотъемлемой частью мотивации и высоких достижений.
Можно ли протестировать или измерить EQ?
Существует 9 официальных стандартов измерения эмоционального интеллекта:
1. EQ-i 2.0
2. ESCI
3. Genos EI
4. GEC
5. MSCEIT
6. SSEIT
7. TEIQue
8. WEIP
9. WEIS
Можно ли обучить EQ?
Да, можно. Уровень EQ не врождённый, но приобретается в зависимости от среды воспитания и взросления. Во взрослом возрасте он не меняется сам по себе, но ему можно обучать и его можно улучшать практиками. Основной вопрос в том – как это сделать. И тут исследователями разработаны методики по развитию эмоционального интеллекта.
- EQ и осознанновсть (mindfulness)
Практика осознанности – один из методов, помогающих развивать и поддерживать высокий уровень EQ. Одной из важных составляющих является практика медитации.
- 4 инструмента самооценки
Это 4 официальных тестирования, на основе которых определяется текущий уровень EQ, зная его можно иметь адекватный нынешний результат, из которого можно будет исходить, желая повысить свой уровень.
Тесты на английском языке вы можете пройти по ссылкам:
- https://www.psychologytoday.com/us/test/3203
- https://www.mindtools.com/pages/article/ei-quiz.htm
- http://www.ihhp.com/free-eq-quiz/
- http://www.talentsmart.com/products/emotional-intelligence-appraisal.php
- 18 инстументов и стратегий повышения EQ
Команда разработчиков этих инструментов предлагает следующие стратегии развития эмоционального интеллекта:
- наблюдение за собственными реакциями на других людей, приложить усилие и представить себя на их месте и взятие на себя обязательства быть более открытым и принимающим к потребностям и взглядам других
- анализ своей рабочей среды и поведения
- честно оцените себя, осознавая свои личные ограничения
- исследуйте собственные реакции на стрессовые ситуации, работайте над развитием таких качеств как спокойствие, собранность и устойчивость
- принимайте ответсвенность за свои действия: умейте признать свои ошибки, извиниться за них и исправить
- прежде чем предпринимать какие-либо действия, оцените, как они повлияют на других людей и снова попробуйте встать на их место, чтобы в полной мере почувствовать их переживания и последствия
Дополнительные стратегии:
- беглое овладение языком эмоций: уметь различать, узнавать и обсуждать чувства
- умение называть свои чувства (не только распознать, но и уметь их правильно назвать)
- умение войти в мета-позицию в отношении своей эмоции, но не вытеснить её (уметь говорить о ней в третьем лице)
- наблюдение за собственными эмоциями без намерения исправить их (не бывает плохих эмоций, важно осознавать и принимать свои чувства)
- чувствовать свои эмоции в теле (это могут быть потеющие ладони, напряжение в мышцах, сердцебиение и т.д.). Жизненно важно чувствовать свои эмоции на телесном уровне
- развейте миф о плохих эмоциях – их нет, и мы не должны их пугаться и подавлять
- замечайте начало возникновения эмоции, у её истока, прежде чем её масштабы станут тяжело поддаваться контролю
- отслеживайте повторяющиеся паттерны поведения в отношении эмоций (например, когда я злюсь, я начинаю подавлять свою злость)
- ведите дневник чувств – это позволит вам отслеживать динамику и смотреть на свой чувственный мир со стороны, анализируя закономерности
- напоминайте себе, что эмоции – это важный данные, это ценная информация, которая может показать вам новые ракурсы и перспективы, поможет принять верные решения и найти истину
Все эти правила можно свести к паре несложных идей: будьте внимательны к своим чувствам, старайтесь оставаться объективными и принимающими по отношению к ним, и думайте о том, как ваши действия влияют на других людей.
Критика теории EQ
Как в профессиональной так и в широкой среде не все согласны с тем, что теория эмоционального интеллекта революционна и необходима.
«“There is no such thing as an Emotional Intelligence Quotient… EQ is not a psychometrically valid concept. Insofar as it is anything (which it isn’t), it’s the Big Five trait agreeableness, although this depends, as it shouldn’t, on which EQ measure is being used (they should all measure the same thing)” (Peterson, 2016).
Джордан Петерсон
Этим утверждением Петерсон хочет сказать, что теория EQ – это не что-то новое, а старое в новой обертке и что идея измерять и тестировать эмоциональный интеллект – не самая хорошая. Конечно, это только единичное мнение.
Другое критическое мнение звучит не с точки зрения несуществования EQ, но с точки зрения этики. Известный ученый Адам Грант взволнован тем, чтобы EQ не был использован в неблагонамеренных целях: «Когда люди оттачивают свои эмоциональные навыки, им лучше удаётся манипулировать другими. Когда вы хорошо умеете контролировать собственные эмоции, вы научаетесь маскировать свои истинные чувства. Когда вы умеете распознавать чувства других, у вас появляется возможность воздействовать на их больные места для достижения собственных целей и против их интересов».
Эта критика не оспаривает саму идею EQ, но предостерегает от опасного её использования. Стоит ли нам обучать людей эмоциональному интеллекту, если эти знания могут быть применены во вред кому-либо?
Знаменитые цитаты об EQ
“Самая лучшая способность в бизнесе – это умение договариваться и влиять на других людей” – Джон Хэнкок
“Чувства даныы нам не для того, чтобы мы их подавляли или превозмогали. Они для того, чтобы принимать активное участие в нашей жизни, чтобы мы их выражали с помощью интеллекта и воображения” – Т.К.Колман
“Важно понять, что EQ – это не противоположность IQ, это не триумф сердца над головой, это великолепное их пересечение» - Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект – это не значит «быть милым», в стратегически важных моментах это может быть как раз – не быть милым, а уметь встретиться с непростыми чувствами и честно предъявить свои неудобные переживания другому» - Даниэль Гоулман
«Основная между эмоцией и рацио в том, что эмоция ведёт к действию, а рацио к выводу» - Дональд Калн
«Когда эмоция становится осознанной, в жизни появляется сила» - Тара Робсон
«Вы не владеете своими эмоциональными способностями, если у вас нет самоосознанности, если вы не можете справиться со своими разрушительными эмоциями, если вы не испытываете сочувствия и ваши отношения рушатся – не важно какой у вас уровень интеллекта, далеко вы на нём не уедете» - Даниель Гоулман
«Эмоции могут либо встать у вас на пути, либо открыть вам путь» - Мэвис Мажура
«Ваш разум может быть в растерянности, но ваши чувства никогда не соврут вам» - Роджер Эберт
«Высокочувствительные люди часто воспринимаются слабыми или неправильными. Но быть чувствительным – это не признак слабости, это верный знак что они действительно живые внутри и отзывчивые к миру. Не эмпат – «неисправный» человек, а социум, ставший бесчувственным и эмоционально безграмотным» - Антон Мартен
«Эмоциональное исцеление происходит не через замену эмоций. Эмоции – это только симптомы проблемы, даже когда они очень болезненные» - Джессика Мур