Найти тему
Автоочерк

Надёжные двигатели от Toyota, которые больше не выпускают. Ч 2.

В прошлом выпуске я пробежался по распространённым движкам, которые эксплуатируются и по сей день. Не смотря на то, что их выпуск уже прекращён, поддержка запчастями есть до сих пор, даже на достаточно старые выпуски 1g (ge-geu,gte-gteu,gze-gzeu).

Сегодня хотелось бы вспомнить о двух старых движках Тойоты, которые помимо снятия с конвейера, ещё и очень редкие, но всё же их можно встретить. Да и распространения в модельных рядах они получили очень ограниченное.

1. Серия М.

Сильно в прошлое уходить не будем, М-серия была очень обширной. Из недалёкого прошлого можно вспомнить движок 3M, который устанавливался на Toyota 2000 GT. По сути это один из первых двигателей, где в постройке широкофазной ГБЦ принимала участие компания YAMAHA. Кстати, это сотрудничество имело дальнейшую достаточно долгую историю.

Системы EFI ещё нет, поэтому мотор на сдвоенных горизонтальных карбюраторах. 2 литра, 6 цилиндров в ряд, 2 вала. Мощность даже на карбах была около 150 л.с.
Системы EFI ещё нет, поэтому мотор на сдвоенных горизонтальных карбюраторах. 2 литра, 6 цилиндров в ряд, 2 вала. Мощность даже на карбах была около 150 л.с.
Yamaha прикладывала руку ко всем ГБЦ моторов c литерой GE. Собственно, эта литера и означает широкую головку, а моторы с с литерой FE имели узкую головку. Достаточно сравнить головы двигателей 1g-ge и 1g-fe, чтобы понять о чём речь.
Узкая ГБЦ 1g-fe. Привод осуществлён через 1 вал.
Узкая ГБЦ 1g-fe. Привод осуществлён через 1 вал.
Широкая ГБЦ от GE-мотора. С индивидуальной постелью под каждый вал. Привод на оба вала, что подразумевает возможность установки разрезных шестерен.
Широкая ГБЦ от GE-мотора. С индивидуальной постелью под каждый вал. Привод на оба вала, что подразумевает возможность установки разрезных шестерен.

Из всей огромной серии М, которая включала все объёмы 2-3 литра, стоит остановится на последнем моторе. Назывался он 7M-GE (также были турбо-версии GTE-GTEU). Вся серия М-моторов была предшественницей дальнейшему разветвлению на 2-х литровую G-серию и 2,5-3 литровую JZ-серию.

Если ранние двигатели М-серии можно увидеть теперь только наверное что в музее, то 7М до сих пор встречается на Марках, Кроунах, Чейзерах, Крестах и Крессидах.

Атмо-версия, 3 литра, впрыск. 2 вала и 4 клапана на цилиндр. 6 цилиндров, блок чугун.
Атмо-версия, 3 литра, впрыск. 2 вала и 4 клапана на цилиндр. 6 цилиндров, блок чугун.
Турбо-версия 3 литра, впрыск. 2 вала и 4 клапана на цилиндр. 6 цилиндров, блок чугун.
Турбо-версия 3 литра, впрыск. 2 вала и 4 клапана на цилиндр. 6 цилиндров, блок чугун.

Мне нравится оформление старых Тойотовских моторов. Есть в нём что-то гоночное что-ли. Может, из-за совместной работы с Yamaha. Достаточно взглянуть на ГБЦ 7M-GE с клапанными крышками.

Красота.
Красота.

2. 1FZ-FE.

Тут даже не серия, а один конкретный двигатель. Выпускался он достаточно долго, имел 3 поколения. У него просто гигантский запас прочности, что позволяло поставить на него и компрессор, и турбину без вмешательства во внутренности двигателя. Прикрутил и поехал.

Редкий он потому, что ставился только на Land Cruiser, потом его постепенно вытеснила серия UZ, а потом UR и GR, по многим причинам - от веса и компоновки подкапотного пространства, до технических характеристик. Про этот двигатель я даже, наверное, напишу отдельную статью с подробными фото.

Выпускные коллекторы даже из чугуна сделали.
Выпускные коллекторы даже из чугуна сделали.
Всю длину капота 80-ки занимает двигатель. На минуточку: заправочный объём масла около 8-ми литров.
Всю длину капота 80-ки занимает двигатель. На минуточку: заправочный объём масла около 8-ми литров.
4,5 литра объём, 6 цилиндров в ряд. Впрыск, 2 вала, 24 клапана. Блок чугун.
4,5 литра объём, 6 цилиндров в ряд. Впрыск, 2 вала, 24 клапана. Блок чугун.

Спасибо за внимание!

Оставлю ссылки на статьи:

Надёжные и рапространённые двигатели от Toyota, которые больше не выпускают. Ч 1.

Как делали японцы.

История моего 81-го японца.

Авто
5,66 млн интересуются