Найти в Дзене
Банк SIAB

Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса

Оглавление

CRM-система (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами) облегчает работу сотрудников и помогает увеличить продажи. Как выбрать CRM-систему, чтобы ее внедрение не затянулось на годы и приносило бизнесу доход, а не убытки?

Можно обратиться к рейтингу сервисов и технологий Tagline и выбрать систему из первой тройки. Но лучше разобраться в особенностях CRM-систем и подобрать подходящую именно для своего бизнеса. У каждой из CRM-систем — «Битрикс24», «Мегаплан», amoCRM, bpm’online sales или Microsoft Dynamics CRM — есть свои достоинства и недостатки.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Что делает CRM-система

2. Как CRM-система помогает в бизнесе

3. Какие существуют виды CRM-систем

4. Как выбрать CRM-систему

5. Из чего складывается стоимость CRM-системы

Что делает CRM-система

Задача CRM-системы — автоматизировать взаимодействие компании с покупателями. Она нужна для повышения уровня продаж, оптимизации рекламы и улучшения сервиса.

Что делает CRM-система:

  • помогает управлять продажами;
  • ведет клиентскую базу и создает портрет целевой аудитории;
  • ведет учет сделок;
  • планирует задачи по работе с клиентами;
  • автоматизирует документооборот и тексты коммерческих предложений;
  • собирает статистику, анализирует данные и формирует воронку продаж.

Воронка продаж — это путь клиента от первого контакта с вами до покупки. CRM-систему можно настроить, чтобы она фиксировала каждый звонок, электронное письмо и обращение через мессенджер. Это помогает оценить эффективность персонала и отследить этапы, предусмотренные воронкой продаж.

Для интеграции с мессенджерами чаще приходится использовать сторонние программы: Pact, WEB-Regata, SteptOnline. Но в некоторых CRM, к примеру, в «Битрикс24» есть встроенная функция — «Открытые линии». С электронной почтой синхронизированы почти все системы, но эта возможность бывает платной.

Если менеджер по продажам ушел в отпуск или уволился, наработанные им контакты не пропадают, а передаются новому сотруднику. Клиенты не забываются и не теряются — лояльность растет.

Правильная автоматизация процессов повышает эффективность работы любой компании. Даже просто собрать в одном месте все данные клиентов — уже прорыв. Поэтому сейчас почти все компании либо уже внедрили CRM-системы, либо выбирают их. Это стандарт бизнеса.
Никто сейчас не ведет бухгалтерию с помощью счётов и гроссбухов — только с помощью автоматизированной системы. Также и CRM-система становится обязательным элементом работы компании.

Константин Попов, управляющий агентством интернет-продаж

Как CRM-система помогает в бизнесе

CRM-система помогает всем — и бизнесу в целом, и каждому сотруднику в отдельности.

Бизнесу — совершенствует организацию бизнес-процессов и делает их более конкурентоспособными.

Владельцу бизнеса — собирает информацию о клиентах и помогает их удержать. Экономит время на постановку задач, контроль персонала и формирование отчетности. Помогает планировать бюджет.

Продавцам и маркетологам — напоминает о звонках и текущих задачах. Собирает информацию о клиентах в одном месте, что избавляет от долгих поисков нужной цифры в блокноте или рабочем чате и позволяет уделять работе больше времени. Полная информация о клиентах и их потребностях помогает придумать новые продукты и акции.

Сергей Милиневский, директор компании по разработке сайтов приводит следующие удачные кейсы внедрения CRM-систем:

  • салон красоты вносит данные о своих клиентах в базу и отправляет СМС с напоминанием, что пора обновить маникюр или сообщает о скидке ко дню рождения;
  • обслуживающая компания фиксирует обращения жильцов из разных домов, направляет мастерам на местах заявки о текущих проблемах, отслеживает сроки их решения и хранит информацию о количестве использованных для ремонта материалов, а также получает обратную связь через оценки жильцов;
  • автосервис знает, когда проводилось ТО машины клиента, направляет письмо по адресу электронной почты за 30 дней до потенциального срока следующего ТО с перечнем и ценами расходных материалов и предлагает свободное время для записи на ТО.

Виды CRM-систем

У всех пользователей CRM-систем разные потребности. Банкам важна аналитика по множеству операций с клиентами, а небольшому автосервису нужно только вести запись, напоминать о визите и фиксировать оплату. Для этого разработаны разные типы систем, которые отличаются способом организации, индивидуальностью подхода и набором функций.

CRM по способу организации

Облачные системы хранят данные на серверах и доступны в сети интернет, с ними можно работать даже из другой страны. Это такие системы, как amoCRM, bpm’online sales, Hubspot CRM, «Мегаплан», «Битрикс24».

Коробочные решения хранятся на сервере компании и гарантируют сохранность данных. В чистом виде «коробка» встречается редко, чаще платформы поддерживают хранение информации как в «облаке», так и на сервере — «Битрикс24», «Мегаплан», Bpm'online, Microsoft Dynamics CRM.

Дмитрий Нор, генеральный директор компании по разработке сайтов, так описывает различия между разновидностями CRM-систем:

Облачные системы подходят для компаний со стандартными бизнес-процессами, т. к. в облачной CRM-системе нельзя менять большинство функций, но они самые дешевые, их можно взять в аренду. Коробочные — нужны компаниям с менее стандартными бизнес-процессами, т. к. их можно более гибко настроить под нужды компании, но они стоят дороже облачных, их нужно обслуживать.

Сергей Милиневский, директор компании по разработке сайтов, советует:

Если вы хотите попробовать внедрить автоматизацию и не представляете, с чего начать — начните с «облака». Позже, получив представление о том, что умеют CRM-системы, и чего вам не хватает — переходите на «коробку» или дорабатывайте «облако» (если оно это позволяет).

CRM по степени индивидуальности

Единой классификации по этому критерию нет. По нашему мнению, можно выделить универсальные и отраслевые CRM.

Универсальные CRM-системы подходят почти всем компаниям, но не учитывают особенности отрасли и специфические задачи пользователя. Примером таких программ являются Microsoft Dynamics CRM, 1C CRM и другие системы, которые рассмотрены в статье.

Отраслевые — учитывают особенности бизнес-процессов рынка. Например, для банков в CRM-системе важны модуль кредитного документооборота (для ускорения обслуживания клиентов) и модуль collection (для управления взысканиями и предупреждения задолженности). А интернет-магазинам нужна CRM-система, которая умеет управлять наценкой и ценами, контролировать заказы и кассу, обрабатывать прайс-листы.

Сергей Игнатьев, руководитель SEO-отдела IT-компании, объясняет:

«Минус» готовых решений в их универсальности: они охватывают наиболее распространенные потребности рынка, но не учитывают нишевые решения и бизнес-процессы конкретного клиента. Так появляются проекты на базе собственных разработок, коробочных версий «Битрикс24» и ERP-систем на базе 1C, но это уже совершенно другой рынок.

Как выбрать CRM-систему

Чтобы выбрать CRM-систему, решите, для чего она вам нужна, и назначьте сотрудников, которые будут в ней работать. Составьте список нужных функций и технических требований.

Если при установке CRM-системы некорректно сформулированы задачи, она простаивает: сотрудники работают в обход системы, «по старинке». Часто компании, которые с этим сталкиваются, меняют вендора, однако история повторяется.

Иногда покупка CRM-системы не оправдывает вложений. Например, если вам нужно организовать работу call-центра, не устанавливайте целую CRM-систему, главный компонент которой — модуль холодных звонков. Большинство ее функций вам не пригодится. Обратите внимание на специальные программы для автоматизации телефонных переговоров.

Подробно изучите возможности CRM-системы, чтобы выбрать подходящую для вашего бизнеса.

Планирование и управление задачами

CRM-система позволяет ставить задачи перед целым отделом продаж и конкретными сотрудниками. Это могут быть действия, которые нужно выполнить, или показатели, которых нужно достичь.

В системе «Битрикс24» есть несколько методик постановки задач — список, «Мой план», диаграмма Ганта.

Пример планирования в «Битрикс24»
Пример планирования в «Битрикс24»
Отображение задач в «Битрикс24» в разделе «Мой план»
Отображение задач в «Битрикс24» в разделе «Мой план»
Диаграмма Ганта в «Битрикс24»
Диаграмма Ганта в «Битрикс24»

Эта функция подойдет компаниям секторов B2B и B2C. Можно поставить любую задачу независимо от типа контрагента.

В «Битрикс24», amoCRM и других крупных CRM-системах можно создавать свои шаблоны задач, охватывающие функции по управлению проектами и персоналом.

Управление проектами с разбивкой на задачи в AmoCRM
Управление проектами с разбивкой на задачи в AmoCRM

Аналитика и KPI

Аналитика помогает принимать эффективные управленческие решения — от сегментации клиентов для email-рассылки до смены ассортимента.

В системе «Мегаплан» можно посмотреть отчеты о том, какие шаги в воронке продаж приносят максимальную конверсию и на какие суммы. Похожие инструменты предлагают и другие вендоры.

Пример отчета по продажам «Мегаплан»
Пример отчета по продажам «Мегаплан»

Во многие CRM-системы («Битрикс24», amoCRM, Microsoft Dynamics CRM) включена функция расчёта KPI (Key Performance Indicator — ключевые показатели эффективности). Она особенно популярна у компаний с четкой системой управления, которые давно вышли на рынок.

Ключевые показатели эффективности сотрудника в «Битрикс24»
Ключевые показатели эффективности сотрудника в «Битрикс24»
Внимательно выбирайте ключевые показатели для сотрудников. Главное, чтобы критерии KPI были конкретными, достижимыми, актуальными, измеримыми и ограниченными во времени.

Открытость системы для изменений под нужды конкретного клиента

Компании динамичны — они расширяют сферу деятельности, меняют продукты и добавляют новые шаги в цикл продаж. Поэтому должна быть возможность модифицировать CRM-систему. Готовые решения, даже отраслевые, не могут охватить все бизнес-процессы предприятия.

Вендоры или работающие по франшизе региональные представители бывают готовы внести изменения в систему. Иногда дописать CRM-систему могут и сторонние специалисты — если есть платформа с открытым кодом и широкими возможностями разработки, как у Microsoft Dynamics CRM.

На сайте amoCRM один из самых обширных разделов адресован именно разработчикам
На сайте amoCRM один из самых обширных разделов адресован именно разработчикам

Егор Кондратенко, генеральный директор компании по настройке CRM, комментирует:

Процесс автоматизации — это не разовые работы, и хорошо, когда клиент это понимает. Цифровизация компании — это непрерывный процесс, связанный с изменениями в работе. Любые перемены надо отражать в системе, иначе она устареет, и ее полезность со временем сойдет на нет.

Руслан Микитюк, директор по развитию системы автоматизации 1С, подытоживает:

Дорабатывать систему под специфические задачи приходится, если вы выбрали универсальный продукт и поняли, что некоторых нужных функций не хватает. Доработать программу могут сотрудники собственного ИТ-отдела, фрилансеры или разработчики CRM-систем. Расходы на их услуги будут отличаться. Стоимость доработки варьируется от 10 000 рублей до 10 миллионов. Все зависит от заказчика, его целей и ТЗ.

Контроль качества данных

В CRM-системе должна быть функция отслеживания и оценки данных о клиентах, работающая согласно ФЗ «О персональных данных». Система обновляет адреса, телефоны, банковские счета из открытых источников (соцсети, базы данных юридических лиц) и обменивается данными с партнерами и подрядчиками в отношении тех клиентов, которые дали на это разрешение. Такая возможность есть у «Битрикс24», amoCRM, bpm’online и других. Форма на получение согласия на обработку персональных данных встроена в CRM-систему.

Иногда нужно подключить дополнительный сервис. Чтобы CRM-система получала информацию из Instagram, потребуется сервис I2CRM.

Изменение сведений о контрагенте, найденные CRM-системой bpm’online
Изменение сведений о контрагенте, найденные CRM-системой bpm’online
Интеграция CRM-системы «Битрикс24» через сервис I2CRM
Интеграция CRM-системы «Битрикс24» через сервис I2CRM

Контроль качества данных автоматически определит ошибку при повторном оформлении данных. Эта функция особенно полезна для B2B-сектора, в котором точность реквизитов контрагентов имеет ключевое значение.

Интеграция, импорт и экспорт данных

Перед запуском CRM-системы нужно импортировать данные из текстовых файлов, контакт-мессенджеров и программ-планировщиков — особенно если до этого информация записывалась бессистемно, и каждый сотрудник делал это так, как ему удобно.

Нередко менеджеры хранят данные на бумаге — это одно из «узких мест» внедрения CRM-систем. Важно не допустить путаницы, чтобы один и тот же клиент не оказался продублирован в системе несколько раз.

К интеграции относится подключение телефонии, email, соцсетей и других каналов связи, чтобы поступающая от клиента заявка автоматически открывала новую карточку со всеми данными, которую менеджер по продажам заполняет по ходу разговора.

Возможности интеграции
Возможности интеграции

Безопасность данных

Организации, переживающие о сохранности коммерческой тайны или персональных данных клиентов, предпочитают коробочные версии и хранят файлы на внутреннем сервере. Но облачные решения предлагают свои рецепты защиты информации:

  • использование надежного современного программного обеспечения;
  • настройки, исключающие проблемы и ошибки программы;
  • периодическое обновление программного обеспечения;
  • зеркалирование жестких дисков, чтобы накопители данных и аппаратура не вышли из строя;
  • регулярное автоматическое резервное копирование информации и настроек системы;
  • использование межсетевых экранов для серверов;
  • организация различных уровней доступа к системе;
  • обеспечение безопасности системы от внешних атак;
  • постоянный мониторинг ошибок, действий персонала.
Защита данных в различных CRM-системах
Защита данных в различных CRM-системах

Мобильные версии CRM-систем

Даже облачные решения, для работы которых не нужно ничего, кроме зарегистрированного аккаунта, не всегда доступны за пределами офиса.

CRM-система с мобильной версией — это не роскошь, а необходимость для компаний, сотрудники которых проводят много времени в разъездах. Исследования показывают, что возможность работы с портативных устройств повышает продуктивность работы менеджеров.

Мобильные версии для устройств на базе iOS и Android имеют CRM-системы «Битрикс24», «Мегаплан», amoCRM, Microsoft Dynamics CRM, HubSpot и bpm’online.

-13

Простота интерфейса

Разделы CRM-системы должны быть понятны и удобны, тогда обучение сотрудников не будет отнимать много времени.

Слишком сложное управление заставляет избегать CRM-системы и использовать простые и привычные решения. Если менеджеру удобнее пользоваться сторонним мессенджером для общения с клиентами, чем встроенным, или в системе вообще нет такой функции, часть информации будет оседать вне программы.

Чтобы сделать одно и то же действие в разных CRM-системах, требуется разное время. Например, в «Мегаплане» реализована система «Канбан» — можно перемещать сделки между пунктами воронки продаж одним движением мыши. Другие решения имеют традиционный интерфейс с выпадающими списками.

Канбан доска управления сделками в «Мегаплане»
Канбан доска управления сделками в «Мегаплане»
Выпадающий список в «Битрикс24»
Выпадающий список в «Битрикс24»

Техническая поддержка

Сбои в работе CRM-системы должны быстро устраняться, чтобы не тормозить работу отдела продаж. Компаниям, установившим облачные версии, обычно предлагается удаленная техподдержка. Однако и штатным специалистам, обслуживающим коробочную программу от вендора, может потребоваться помощь.

Удаленная техническая поддержка есть у «Битрикс24» (через онлайн-чат, удаленно), bpm’online sales (удаленное подключение), MS Dynamics CRM (по телефону, онлайн-чату и email).

Галина Хвостова, бизнес-консультант, основатель консалтингового агентства по построению продаж, приводит такой пример:

При выборе CRM-системы важно, как работает техническая поддержка. Если вы покупаете CRM и не уверены, понравится она вам или нет, двух недель на тестирование не хватит. Купите на пару месяцев. Посмотрите, что будет. Как ваш персонал будет ее осваивать, как с вами будет сотрудничать техподдержка.
Например, мы покупали систему для частного детского сада. Сама CRM стоила дёшево, но каждый дополнительный блок надо было докупать. И мы столкнулись с тем, что техподдержка не всегда может ответить на наши вопросы. Из-за этого, даже докупая дополнительные функции, мы не могли внедрить их в работу.

Из чего складывается стоимость CRM-системы

Стоимость внедрения CRM-системы зависит от того, какие модули вам понадобятся, сколько человек ей будет пользоваться и потребуется ли ее доработка.

Количество пользователей — важный критерий при выборе между коробочной и облачной версией. Цены облачных и коробочных версий одной системы отличаются. Например, в «Мегаплане» тариф «Совместная работа» в «облаке» составляет 279 рублей за каждую дополнительную лицензию в месяц. Коробочная лицензия покупается однократно за 35 000 рублей.

Руслан Микитюк, директор по развитию системы автоматизации 1С, рассказывает:

Стоимость CRM-системы зависит от ее функций и конкуренции на рынке. Чем выше конкуренция — тем ниже стоимость. Дороже стоят специализированные CRM, требующие наличия узких бизнес-процессов. Также цена зависит от количества пользователей в компании. Конечная стоимость проекта складывается из цены самой программы и расходов на ее внедрение и сопровождение.
Стоимость CRM-систем
Стоимость CRM-систем

Егор Кондратенко, генеральный директор компании по настройке CRM, призывает не обращать особого внимания на разницу в цене:

Что касается разницы стоимости между платформами, здесь все стараются держаться на одном уровне, и стоимость не сильно отличается. Да и выбирать систему по цене — самая большая ошибка. Выбирать ее нужно по функционалу, который заложен разработчиком, по структуре и логике работы системы.

К дополнительным расходам при внедрении CRM-системы относятся ее доработка, техобслуживание и настройка. В особенности, если речь идет о крупной компании со множеством пользователей.

Сергей Милиневский, директор компании по разработке сайтов, поясняет:

Внедрение CRM от таких гигантов, как SAP, Microsoft и т. п. может длиться месяцами, а иногда и годами. Внедрение всегда связано с вовлечением разнопрофильных специалистов, а иногда сопряжено с разработкой стратегий digital-трансформации целых отраслей производства. В итоге подобный проект выливается в тысячи человеко-часов, стоит сотни тысяч долларов (а то и миллионы долларов) и постоянно развивается и дорабатывается.

Шпаргалка: как выбрать CRM-систему

1. Выберите тип системы: универсальная или отраслевая CRM. Небольшим компаниям подойдут универсальные решения. Крупным организациям со своей спецификой лучше использовать отраслевое решение;

2. Учитывайте задачи, которые должна решать CRM-система. Некоторые системы могут не иметь нужного функционала. Обратите внимание на функции:

  • управление продажами;
  • ведение базы клиентов;
  • учет сделок;
  • планирование задач;
  • автоматизация создания документов и текстов коммерческих предложений;
  • аналитика;
  • составление статистики продаж и аудитории;

3. Выберите тип поставки — «облако» или «коробка». Если у вас есть свой сервер, лучше приобрести коробочную версию CRM-системы, чтобы не платить поставщику абонентскую плату. При отсутствии серверов подойдет облачный вариант, когда вся информация хранится на серверах поставщика;

4. Определите, нужна ли дополнительная интеграция со сторонними сервисами и выберите систему, которую можно с ними синхронизировать;

5. Решите, нужна ли мобильная версия. С ней удобно, когда нужен постоянный доступ к системе;

6. Уделите внимание защите информации. Обратите внимание на:

  • периодичность резервного копирования;
  • количество уровней защиты при авторизации;
  • разграничение доступа сотрудников;
  • расположение данных на нескольких серверах в разных странах.Если поставщик ПО предлагает комплексную защиту данных, вероятность их уничтожения или кражи сводится к минимуму;

7. Выберите правильный тарифный план: определите количество пользователей и клиентов, требуемый объем облачного пространства и нужный функционал.