Уже несколько лет по деловым кругам гуляет мода на "agile". Подхлестнул пиар новой фишки, конечно, Герман Греф. Что это за зверь вообще? Гибкость, манёвренность, лёгкость, готовность и способность меняться и учиться. Крупные корпорации тяжелы на подъём, велосипеду развернутся легче, чем фуре, а техносферный мир меняется стремительно. Вот и пошёл слушок, что надо бы внутри компаний делать летучие команды гибких, активных, инициативных, способных создавать и осуществлять изменения.
Конечно, все поняли уже, что agile - это старые песни о главном. Рацпредложения, хозрасчёт подразделений, могучие и предприимчивые артели, бригады стройотрядов и др. В малой команде не нужны тонны согласований, совещаний, протоколов - многое могут сделать быстро и гибко.
Но кадры решают всё. Гибкие, инициативные, вовлечённые, увлечённые, ответственные, ищущие, меняющиеся сами, открытые миру, открытые обратной связи и самокритике, общительные, не пафосные. А вот это уже система воспитания, образования, культуры, СМИ - это уже быстро не сделать, не создать, не поменять. Это кропотливый марафон.
Сегодня случай в метро. Бабушка забыла на м. Румянцево карту Сбера в терминале метро. Я заметил, тут же говорю кассирше, спрашиваю кто - она говорит бабушка и пробивает мне проездной. Я говорю: "Давайте быстрее, я её догоню передам". А рядом стоят два здоровых мужика под два метра, досмотрщики, которые видели эту бабушку знают её приметы и быстро могли спуститься по эскалатору и передать ей, но они стоят без дела и обсуждают что-то "да, бабушка". В итоге, когда мне вернули мою карту, я побежал с сумками вниз по эскалатору, но поезд ушёл и бабушки уже не было. Хотя могли бы решить всё на месте при расторопности небольшой agile-команды на м. Румянцево.
Ну ладно, еду на Юго-Западную в Сбер, который там рядом с метро. Захожу, объясняю консультантам ситуацию и тут просто шоковый ответ, что мы ничем вам не можем помочь. Приходит начальница филиала и заявляет просто анекдот: "Карта не нашего отделения, мы ничего не можем сделать". То есть никакой заботы о клиенте, ни предложения, как найти бабушку, ни позвонить на горячую линию....просто ничего. И это их отмазка про филиалы. Я думал, что после мемов по сети они уже табуировали этот разворот клиентов - но нет. В итоге всё, что смогла сделать agile-команда сберовского филиала из 4 человек - давайте мы заблокируем карту. Я это и сам по телефону быстро бы сделал. Задумка была, чтобы бабуля не переживала и не надо было выпускать новую карту при живой этой. О клиенте вообще не думают, не предлагают решения, выбор возможностей.
Легче заблокировать и выпустить новую, лучше для очереди распечатывать российские леса, а потом лить крокодиловы слёзы про китайцев, вывозящих тайгу.
Сегодня, кстати, пришлось заплатить федеральный налог Сбера, который удерживается при переводе на Сберы других регионов. 1% за секунду пользования своими деньгами. В центре Мадрида давали ипотеку на 50 лет под 1% за пользования чужими деньгами. Это при том, что Сбер - рекордсмен по прибылям. При том, что были обнулены почти сбережения советских тружеников в сберкассах. При том что есть спецпосёлки сберовских топ-менеджеров.
Сбер кормится пенсионерами и бюджетниками, гоняя их деньги с почти нулевой стоимостью для себя.
Кто виноват? Каждый. У нас в стране хватает отпетых мошенников - получили большие расходы на безопасность банка и перестраховки по поводу и без поводу. Не помогаем своим родам и пенсам - в итоге они очередями стоят в отделениях Сбера и Почты, хотя с нашей помощью большую часть могут делать дистанционно. Не используем собственные общаки, кассы взаимопомощи для самостоятельно решения кредитных задач. Вот и получаем потом неподъёмные махины с тарифами, хилыми условиями, раздутым штатом и костами, сверхприбылями. Каков народ - таков и падишах.
Сверхприбыли Сбера - это по сути, при его охвате, налог на россиян. Или, хотите, неналоговая нагрузка. В системе справедливого межотраслевого баланса эти фонды могли бы быть распределены между трудящимися и реальным сектором экономики. А так они у них изъяты. Так что надо всем становится лучше - тогда и вокруг будут улучшения. А ждать от других, не ожидая от себя - несправедливо. Несмотря на изъяны в работе, у кого их нет, Сбер и Метро делают большую и нелёгкую работу.