Найти тему
Здесь и сейчас

История Спасо-Бородинского монастыря (продолжение)

Начало тут.

Маргарита Тучкова посвятила себя памяти мужа и воспитанию сына. Николай был записан в Пажеский корпус, должен был учиться в Петербурге. Мать тревожилась за его здоровье, но доктора уверяли, что мальчик перерастет подростковый возраст и окрепнет. Вернулись в Москву, когда Коле было пятнадцать лет, он простудился и в одну ночь умер.

Маргарита похоронила сына Спасо-Бородинской церкви. Ездила часто из Москвы в Бородино молиться о муже и сыне. Вскоре она приняла решение переселиться на Бородинском поле. Около церкви построили небольшой домик, в нем Маргарита Михайловна жила с мадам Бувье.

Сначала службы в Спасо-Бородинской церкви проводились только в праздничные дни. Женщина внесла значительный вклад в Опекунский совет Лужецкого монастыря, чтобы службы проводились ежедневно.

В окрестностях быстро разошлась молва о доброй барыне, что живет на Бородинском поле. К ней потянулись больные и нуждающиеся. Маргарита Михайловна помогала: кому лекарствами, кому деньгами, кому куском хлеба и всем добрым словом. Помощь больным и несчастным дала начало Спасо-Бородинской общине. Число проживающих рядом с храмом росло, требовались новые постройки для их размещения. Постепенно образовалась колония, где рядом жили вдовы разных сословий. Тучкова стала сердцем общества, сложившегося вокруг нее.

Маргарита Михайловна в памятную дату 26-27 сентября стала приглашать духовенство окрестных сел для молебна в Спасо-Бородинском храме. Там служили панихиду по всем погибшим за Россию. И ежедневно поминали воинов.

В 1833 году здесь жило около 40 человек, Маргарита Тучкова обратилась с просьбой об утверждении Спасо-Бородинской общины к императору Николаю, он дал согласие. Женщина дала вольные крестьянам своего Тульского имения, продала Ярославское, а деньги направила на поддержание обители. Через три года Маргариту в Троице-Сергиевой Лавре постригли в монахини, и она вернулась в свою общину уже игуменьей Марией. Монастырь быстро рос и преобразовывался. Обитель была не богатая, но монахини ни в чем не нуждались. Занимались разным ремеслом – ткали, красили холсты, шили рясы, одежду и обувь, занимались иконописью, малярными работами, переплетали книги. Вскоре число послушниц выросло до двухсот.

Больше тридцати лет жила рядом с Маргаритой Тучковой француженка Бувье. Столько крепких нитей связывало их, но все же они часто ссорились.

-2

Мадам Бувье приняла на себя все хозяйственные заботы, она часто ворчала, когда Маргарита раздавала последнюю провизию и последние деньги нуждающимся.

-3

Жизнь игуменьи протекала в заботах об обители, но все же иногда она выезжала в Петербург. Старые знакомые удивлялись, как она сохранила до конца жизни то, что делает одинаково симпатичной и молодую женщину, и старуху - живость ума и бесконечную любовь, согревающую сердца.

История создания пересказана по книге Т. Толычевой, изданной в 1894 году
История создания пересказана по книге Т. Толычевой, изданной в 1894 году

Спасо-Бородинский монастырь действует, в нем продолжают молиться о павших воинах. Домик настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря открыт для посещения.