Начало тут.
Маргарита Тучкова посвятила себя памяти мужа и воспитанию сына. Николай был записан в Пажеский корпус, должен был учиться в Петербурге. Мать тревожилась за его здоровье, но доктора уверяли, что мальчик перерастет подростковый возраст и окрепнет. Вернулись в Москву, когда Коле было пятнадцать лет, он простудился и в одну ночь умер.
Маргарита похоронила сына Спасо-Бородинской церкви. Ездила часто из Москвы в Бородино молиться о муже и сыне. Вскоре она приняла решение переселиться на Бородинском поле. Около церкви построили небольшой домик, в нем Маргарита Михайловна жила с мадам Бувье.
Сначала службы в Спасо-Бородинской церкви проводились только в праздничные дни. Женщина внесла значительный вклад в Опекунский совет Лужецкого монастыря, чтобы службы проводились ежедневно.
В окрестностях быстро разошлась молва о доброй барыне, что живет на Бородинском поле. К ней потянулись больные и нуждающиеся. Маргарита Михайловна помогала: кому лекарствами, кому деньгами, кому куском хлеба и всем добрым словом. Помощь больным и несчастным дала начало Спасо-Бородинской общине. Число проживающих рядом с храмом росло, требовались новые постройки для их размещения. Постепенно образовалась колония, где рядом жили вдовы разных сословий. Тучкова стала сердцем общества, сложившегося вокруг нее.
Маргарита Михайловна в памятную дату 26-27 сентября стала приглашать духовенство окрестных сел для молебна в Спасо-Бородинском храме. Там служили панихиду по всем погибшим за Россию. И ежедневно поминали воинов.
В 1833 году здесь жило около 40 человек, Маргарита Тучкова обратилась с просьбой об утверждении Спасо-Бородинской общины к императору Николаю, он дал согласие. Женщина дала вольные крестьянам своего Тульского имения, продала Ярославское, а деньги направила на поддержание обители. Через три года Маргариту в Троице-Сергиевой Лавре постригли в монахини, и она вернулась в свою общину уже игуменьей Марией. Монастырь быстро рос и преобразовывался. Обитель была не богатая, но монахини ни в чем не нуждались. Занимались разным ремеслом – ткали, красили холсты, шили рясы, одежду и обувь, занимались иконописью, малярными работами, переплетали книги. Вскоре число послушниц выросло до двухсот.
Больше тридцати лет жила рядом с Маргаритой Тучковой француженка Бувье. Столько крепких нитей связывало их, но все же они часто ссорились.
Мадам Бувье приняла на себя все хозяйственные заботы, она часто ворчала, когда Маргарита раздавала последнюю провизию и последние деньги нуждающимся.
Жизнь игуменьи протекала в заботах об обители, но все же иногда она выезжала в Петербург. Старые знакомые удивлялись, как она сохранила до конца жизни то, что делает одинаково симпатичной и молодую женщину, и старуху - живость ума и бесконечную любовь, согревающую сердца.
Спасо-Бородинский монастырь действует, в нем продолжают молиться о павших воинах. Домик настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря открыт для посещения.