Пока мир замер в ожидании голосования британского парламента по Брекзиту, Ватфор делится киберновостями про кибербезопасность, на этот раз из Германии, где политическая жизнь так и не успела впасть в традиционную зимнюю спячку. На этот раз отличились хакеры, вывалившие в последние дни 2018 года гору информации в открытый доступ, в том числе отсканированные документы, фото и видео, адреса и телефоны политиков, звёзд ютуба и сотрудников прессы. Политическое измерение у утечки появилось, когда оказалось, что данные есть о политиках всех парламентских партий кроме АдГ.
Сразу же экстренным образом были вызваны эксперты по кибербезопасности, выступающие в жанре «отвечаем на вопросы неспециалистов», и уже 8 января шеф-редактор таблоида «Бильд» победоносно рапортовал, что прикованные цепями к батарее редакции киберэскперты пришли к выводу: речь идёт о взломе эпохальных масштабов, на который способны только государственные кибервойска (угадайте, чьи, мысленно спрашивал шеф-редактор). Однако у этой версии сразу же появились нестыковки.
Во-первых, насколько известно сейчас, данные были собраны на протяжении нескольких лет путём систематического взлома аккаунтов в социальных сетях и адресных книг, и кое-что уже успело устареть. Во-вторых, государственный хакер, ломающий летсплеера, отлично подходит разве что на роль злодея в третьесортном боевике.
Следствие, в конечном итоге, сыграло роль лесника. Буквально в этот же день полиция пришла с обыском к девятнадцатилетнему студенту в Хайльбронне, который контактировал с выложившим данные хакером. Ещё через день подозреваемый 20-летний студент был задержан немецкой полицией и теперь даёт показания. Казалось бы, всё? Нет, не всё.
Инцидент с «доксингом», как называют публикацию личных документов в интернете, вызвал бурную реакцию среди политиков. Одни пафосно самоудалились из социальных сетей, обвинив интернет-индустрию во всех смертных грехах. Другие назвали происходящее «атакой на демократию». Это всё можно было бы как-то понять, будь проблемы с хранением личных данных в «облаках» единичным случаем. Тут же инцидент не первый и даже не второй, привлекающий внимание разве что масштабами опубликованных данных и политическими ролями жертв. Можно не во всём соглашаться с шифропанками вроде Феликса фон Ляйтнера, но в одном они правы: политики, данные которых выложили в сеть, оказались жертвой своих же инициатив по деанонимизации интернета и поддержки инноваций по схеме «чик-чик и в продакшен» (как это, например, провозглашала СвДП на прошлых выборах в Бундестаг). Сбор и анализ данных, в том числе очень личных, в онлайн-платформах, техническая неграмотность законодателей, и недостаточная поддержка национальных производителей аппаратных и программных платформ, всё это дало на выходе гремучую смесь некомпетентности и технических недостатков. В итоге — неизбежные утечки, скандалы, и поиски виноватых.