В 2010 году кто-то из знакомых рассказал мне, что в Москве есть сеть молочных магазинчиков, которая называется «Избёнка». Слышали бы вы, как я смеялся! Я даже написал язвительный пост на своей странице в соцсетях: мол, что курил человек, который дал своей компании столь неоднозначное имя.
Но судьба — интересная штука.
В 2011 году я с радостью пришел в ту самую «Избёнку» работать, а в 2018 году стал автором книги о сети «ВкусВилл». Компании, которая выросла из маленьких молочных киосков с забавным названием и уже успела наделать шума на российском рынке.
«ВКУСВИЛЛ» СЕГОДНЯ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО И НЕ СТОЛЬКО ПРОДУКТОВЫЙ СУПЕРМАРКЕТ. БЫЛО БЫ ДАЖЕ ЗАБАВНО ПОСВЯЩАТЬ ЦЕЛУЮ КНИГУ МАГАЗИНУ, ГДЕ МОЖНО КУПИТЬ КОЛБАСУ С БАТОНОМ И МОЛОКОМ.
«ВкусВилл» — это определенная философия, иное отношение к жизни и бизнесу. Именно в этом кроется главный секрет успеха компании.
Да, мы каждый год растем в два раза и при этом развиваемся без кредитов.
Да, мы построили компанию от клиента и ни разу об этом не пожалели.
Да, мы на собственном примере убедились, что доверие миру позволяет экономить время, деньги и силы.
Да, мы не штрафуем сотрудников и искренне не понимаем тех, кто это делает.
И еще много таких «да», с которыми в мире бизнеса принято чаще спорить, нежели соглашаться. В этом плане
«ВКУСВИЛЛ» ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕТСЯ ОБСУЖДАТЬ, ВЕДЬ МНОГИЕ ВЕЩИ МЫ ДЕЛАЛИ И ДЕЛАЕМ НЕ ТАК, КАК ЭТО ПРИНЯТО.
Наверное, поэтому про нас ходит ТАКОЕ количество мифов! Начиная от смешных: «Компания за всю историю существования не заключила ни одного договора с контрагентами, потому что там всё на доверии».
Заканчивая теориями заговора в стиле: «Андрей Кривенко — не основатель компании! Он нужен лишь для прикрытия группы предпринимателей, которые управляют компанией, но предпочитают держаться в тени, поэтому для представительских функций используют простачка с физтех-образованием».
Впрочем, книга про «ВкусВилл» вряд ли разрушит все конспирологические теории. Она создавалась для другого.
МНЕ ХОТЕЛОСЬ ПОКАЗАТЬ, КАК СТРАТЕГИЧЕСКИ СЛОЖНЫЕ БИЗНЕС-ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОРЯДКА МОГУТ РАСКЛАДЫВАТЬСЯ НА ПРОСТЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, ЕСЛИ ВО ГЛАВЕ ИНТЕРЕСОВ ВСЕЙ КОМПАНИИ — ЛЮДИ, А НЕ СЕЙФ С ДЕНЬГАМИ.
И вот бизнес-фокус: компании, которые делают жизнь своих клиентов лучше, удобнее, полноценнее, и материально чувствуют себя гораздо увереннее, чем те, кто зациклен только на зарабатывании денег.
После выхода книги я каждый день получаю в соцсетях с десяток благодарностей от разных людей. И почти в каждом отзыве фигурирует очень важная для меня фраза: «Прочитал на одном дыхании». Для меня это значит, что ту легкость, гибкость и любовь к свободе, которая есть у «ВкусВилла», удалось перенести на страницы книги. Даже несмотря на то, что создавалась она отнюдь не так легко и задорно, как читается.
Недавно меня спросили: «Как ты поймешь, что не зря написал эту книгу? Что будет главным критерием успеха?» Я подумал и совершенно четко понял:
ЕСЛИ ЭТА КНИГА ВДОХНОВИТ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ЖИТЕЛЯ РОССИИ СТАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ И СОЗДАТЬ ДЕЛО СВОЕЙ МЕЧТЫ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ И СОТРУДНИКОВ, ТОГДА ВСЁ ТОЧНО БЫЛО НЕ ЗРЯ.
Ведь успех России — не в правильном кабинете министров и даже не в президенте, который соблюдает демократию. Успех нашей с вами страны находится в руках предпринимателей, которые делают жизнь технологичнее, удобнее и, наконец, просто ярче.
ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так
Автор: Евгений Щепин
Фото: Shutterstock