Несмотря на то, что нам с детства вдалбливали, что средневековый человек жил под гнётом церковных запретов и каждый свой шаг соизмерял с папскими буллами, в реальности это было совсем не так. Повседневная жизнь людей, скажем, XIV века даже близко не соответствовала основным принципа христианства.
Первое сословие (священство) делилось на две иерархии: монахов и священников для мирян.
Служители средневековой католической Церкви вели себя разнузданно. Широко практиковалась торговля церковными должностями. В том числе папы торговали бенефициями. За деньги можно было узаконить незаконнорожденных детей, в том числе детей священников, вступить в брак с родственником (чем ближе было родство, тем это стоило дороже), получить разрешение на торговлю с мусульманами и даже расчленить труп для захоронения в разных местах. Огромные деньги взимало папство за назначения на церковные должности слишком молодых людей (не достигших 25 лет). Были случаи назначения просто детей.
Сами Папы жили в роскоши, в дорогих дворцах. В эту эпоху папы жили в Авиньоне и Петрарка называет этот город отвратительным, изъеденным коррупцией и утопающем в смраде и грязи. Коррупция пронизала всю церковную иерархию. От пап не отставали прелаты, а тем подражали церковники рангом пониже. Немалое число священников держало своры собак и соколов для охоты, шутов и пр. Индульгенции прощали людям любой грех. Странствующие монахи славились своим распутством и любвеобильностью.
При всём при том церковь, как институт, был настолько укоренён в обществе, что по сути был основной связующей скрепой средневекового общества. Без церкви не обходилось ни рождение, ни смерть, ни свадьба, ни социальное обеспечение, ни даже гастрономия. Церковь регулировала взаимоотношения между королями и высшими сеньорами (хотя далеко не всегда успешно). Иначе говоря, западноевропейская церковная иерархия XIV века должна быть уподоблена не современной церковной иерархии, а современной государственной бюрократии.
Пыталась церковь регулировать и экономические отношения. Церковь полагала, что ремесло должно обеспечивать человеку лишь средства к существованию, а стоимость готовой продукции слагаться из цены затраченного труда и стоимости сырья. Поэтому доход выше некоторого минимума, потребного для поддержания существования – зло. Также считалось злом перепродажа приобретённых оптом товаров. Это удивительно напоминает систему советских официальных взглядов. Разумеется средневековые предприниматели по этому вопросу находились с церковью в разладе и при любом удобном случае нарушали запреты.