Долго не приступал к написанию второй части моей дилетантской классификации бездомных собак. И это неспроста: наблюдал за жизнью их общины в нашем городке. Это - во-первых. А, во-вторых, затруднялся определить однозначно один из немногочисленных и достаточно редких типов бродяг - тех, что выбиваются из общего - стайного - уклада песьего мира.
Они, как правило, уже взрослые существа. Приходят в городок обычно по осени. Возможно, весну-лето росли в одном из многочисленных окрестных дачных поселков. Там вовсю - и небезуспешно - попрошайничали. Но, с окончанием дачного сезона, наступают голодные времена. В поисках пропитания звери забредают в благоухающий запахами еды городок и остаются здесь. Трудно их причислить к какой-то определенной группе: по-разному складывается их судьба. Назову их условно:
"Солдаты удачи". В своих блужданиях по городку, они неизбежно встречаются с местными псами. Как правило, после ряда жестоких схваток, новичков принимают в одну из здешних стай. Но не всех. Кого-то, измочалив всей ордой, изгоняют из пределов городка. Их дальнейшая судьба мне неведома. Хотя нет. Думаю, в конце концов, те, кто остается в живых, образуют еще одну - и весьма опасную - группу бездомников, о которых расскажу позже. Сейчас же вернусь к "солдатам". Звери, либо сильные физически, либо стойкие по характеру, будучи отвергнуты стаями местных, все же остаются в городке. Я было назвал их "одиночками". Но не все так просто. Позапрошлой осенью один такой одинокий пес поселился в городке. Он избегал контактов с местными, был разумно агрессивен по отношению к домашним собакам - атаковал, но, при малейшем отпоре, уходил от возможной схватки. Понемногу все к нему привыкли. И вот, в конце прошлого лета, я стал встречать его в обществе одной из немногочисленных местных одиноких сук. Шли месяцы. Пара так и не распалась. До сих пор они везде вместе. В периоды течки он позволяет попользоваться подругой другим кобелям. Но постоянно опекает ее он один. И это - не единственный случай. Знаю подобную пару, которая уже несколько лет тому определила себя в "охранники" складской зоны одной из здешних воинских частей. А в последние недели наблюдаю, как формируется еще одна устойчивая пара: залетный громадный красавец и средних размеров пожилая лохматая сука - тоже пришлая.
Все, о ком рассказал в первой части, чье описание дал теперь, во второй, - практически безопасны для человека: они от него зависят всецело. Надо просто знать их характеристики и не переступать допустимых пределов. Не стоит по собственной инициативе, особенно в нетрезвом состоянии, пытаться вступить с ними в случайный контакт. Хотите накормить? - Не с рук! Вам никогда не отхватывали палец вместе с пирожком? - Не по злобе: голодные псы еду не берут, а жадно хватают. Ее надо бросать на землю, подальше от себя. Погладить? - Им это вовсе не нужно, это - лишь ваш, человечий, не всегда безопасный порыв. Вы - не из их стаи! Если они пытаются изобразить атаку, громкий крик, метание в них подручных предметов - даже имитация поднятия с земли несуществующего "камня" или "палки" - способны образумить псов. Одним словом, не страх, а разумная осторожность делают встречи с ними бесконфликтными. Но есть еще одна группа зверей. Встреч с ними опасаюсь и не желаю.
"Отморозки". Обещал рассказать о тех, кого отвергли все стаи сородичей в городке. Полагаю: те из них, кто после этого выжил, дичают. Они бродят в окрестностях городов и поселков, в прилегающих к ним лесах и перелесках. Стараются заходить в город на кормежку лишь по ночам. Каким-то образом находят себе подобных и сбиваются в стаю. И стая такая - без преувеличений - это стая зверей. Они утрачивают связь с человеком и не нуждаются в общении с людьми. Но очень хорошо помнят и знают людские повадки - тем и опасны. Шанс встретить их в обычной жизни невелик. Но грибники-ягодники немало рискуют, отправляясь в лес. Быль: когда-то давно довелось жить в лесном поселке под Владивостоком. Однажды летом, на ближнем перевале, среди бела дня, на глазах у лесника, не обращая внимания на его крики, одичавшие псы загрызли теленка и принялись уже было за корову. Но лесник успел сбегать в дом за ружьем. Тем и спас свою животину.
Вот и выполнил обещанное: обе части моей доморощенной классификации бездомных псов готовы. Все, о чем написал - не утверждения, а некие итоги наблюдений и предположения. Напоследок еще раз повторю свой вывод: большинство бездомных собак не опасны при соблюдении разумной осторожности.