Обобщение практики применения некредитными финансовыми организациями Федерального закона от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России
1. Следует ли некредитным финансовым организациям[1] (далее – НФО) рассматривать в качестве клиентов лиц, являющихся поручителями по договорам займа, и проводить идентификацию этих лиц?
В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона No 115-ФЗ[2] под клиентом НФО понимается физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании НФО.
Согласно пункту 1.1 Положения Банка России No 444-П[3] клиентом является физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, которым НФО оказывает услугу на разовой основе либо которых принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом в рамках своей профессиональной деятельности в качестве НФО
Лица, заключившие с НФО договоры поручительства в качестве обеспечения исполнения обязательств по договорам займа и не имеющие иных гражданско-правовых отношений с НФО, не находятся на обслуживании в НФО и не являются ее клиентами, соответственно, на них не распространяются требования подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ.
[1] Профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями), страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, ломбарды.
[2] Федеральный закон от 07.08.2001 No 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
[3] Положение Банка России от 12.12.2014 No444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Обязана ли НФО, находящаяся в стадии ликвидации, исполнять требования «противолегализационного» законодательства?
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении (подпункт «и» пункта 1 статьи 5 Федерального закона No 129-ФЗ[4]), в том числе путем ликвидации.
Таким образом, требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) должны исполняться НФО до завершения процедуры ликвидации.
[4] Федеральный закон от 08.08.2001 No129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
3. Возникает ли у ломбарда обязанность представлять в уполномоченный орган сведения по операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона No115-ФЗ, в случае оформления в один день заемщику нескольких залоговых билетов на общую сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающей ее (далее – пороговое значение) при условии, что сумма каждого из оформленных залоговых билетов не превышала установленное Федеральным законом No 115-ФЗ пороговое значение?
Согласно абзацу 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона No115-ФЗ к операциям, подлежащим обязательному контролю, относится сделка по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает пороговое значение.
В соответствии с абзацем 5 статьи 3 Федерального закона No 115-ФЗ под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 No 196- ФЗ «О ломбардах» при заключении договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Указанный договор оформляется выдачей заемщику залогового билета.
Учитывая изложенное, к операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона No115-ФЗ, относится помещение физическим лицом предмета залога в ломбард, сумма оценки которого равна или превышает пороговое значение, оформленного одним залоговым билетом.
Таким образом, в случае оформления в один день заемщику нескольких залоговых билетов, сумма оценки каждого из которых не превышает порогового значения, на общую сумму равную или превышающую пороговое значение, у ломбарда не возникает обязанности представлять сведения в уполномоченный орган в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ.
Вместе с тем, если в отношении вышеуказанных операций у ломбарда на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 7 Федерального закона No 115-ФЗ ломбард обязан направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях.
Разъяснения эксперта ПОД/ФТ/ФРОМУ читайте на портале
Источник: Портал «Вести 115-ФЗ»
Не забывайте подписаться на канал и нажать палец вверх