Решение Заводского районного суда г. Саратова от 14 марта 2018 года по делу № 12-30/2018
Предмет рассмотрения: привлечение к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).
Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Административного органа о привлечении к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).
Решение суда: Суд первой инстанции удовлетворил требование Общества.
Фабула дела:
В ходе проведения плановой проверки Административным органом установлено, что Общество в нарушение статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») не внесло в установленные сроки квартальные авансовые платежи за НВОС.
По данному факту постановлением Административного органа Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Полагая, что для выдачи Административным органом указанного постановления не имелось правовых оснований, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Правовое обоснование:
1. В обоснование заявленных требований Общество указало на имеющуюся у него переплату за НВОС по итогам уплаты авансовых платежей. При этом отказ Административного органа в зачете суммы переплаты в счет платы за НВОС явился основанием для обращения Общества в суд с советующим заявлением.
2. Согласно части 2 и части 3 статьи 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.
При этом в соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за НВОС» (далее – Постановление) сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
3. Отменяя оспариваемое постановление, суд пришел к выводу, что отсутствие нормативного регулирования порядка зачета и возврата Административным органом сумм излишне уплаченной платы за НВОС не влияет на реализацию лицом, обязанным вносить плату, права на обращение в уполномоченный орган по вопросу о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет будущего отчетного периода и на принятие по такому обращению решения.
Таким образом, зачет суммы переплаты Общества в счет оплаты авансовых платежей за НВОС, свидетельствует об отсутствии задолженности по указанной плате.
Резюме суда:
Отсутствие нормативного регулирования порядка зачета и возврата Административным органом сумм излишне уплаченной платы за НВОС не является основанием для отказа лицу, обязанного вносить плату, в зачете суммы переплаты в счет платы за НВОС.
При этом невнесение в установленные сроки платы за НВОС, при наличии переплаты в размере, покрывающем имеющуюся задолженность, не является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия