10 полезных функций современных автомобилей
Современный автомобиль невозможно представить без электроники, которая и о поломке сообщит, и развлечет, и поможет в дороге. Некоторые опции уже вошли в статус базовых — подушками безопасности и технологией ЭРА-ГЛОНАСС, по российскому законодательству, должен быть оснащен каждый сходящий с конвейера автомобиль.
Но есть и те, что пока считаются «роскошными» опциями и устанавливаются только на автомобили топ-классов. Возможно, некоторые из них мы в будущем увидим и на машинах для широкого круга автовладельцев.
№10. Need for Speed в реальности
Не случайно ходовые характеристики Cadillac CT-S до запуска на конвейер тестируется на гоночных треках. Этот автомобиль — настоящий дремлющий болид, который может в любой момент проснуться и пойти «на быстрый круг».
В качестве дополнительной опции на нем предусмотрена настоящая система телеметрии. Если вы решите прокатиться по гоночной трассе, система Performance Data Recorder покажет вам основную информацию об автомобиле (текущую скорость, обороты), а также позицию на круге, время, самый быстрый круг. Кроме того, можно сделать запись заезда, чтобы посмотреть в свободное время, отметить для себя ошибки и улучшить навыки вождения.
Конечно, для обычного автомобиля такой функционал излишний, но места в топе интересных опций он заслуживает.
№9. Переходим эту реку вброд
Известный своими внедорожными качествами Range Rover оснащен всем необходимым для любителей выбраться за город. Это и адаптация трансмиссии к движению на низкой скорости по поверхностям разных типов, и помощь в старте с горки, и контроль движения под уклон, и режим для старта на льду.
Но самая необычная функция — полноценный эхолот для пересечения водных препятствий. Система Wade Sensing определяет глубину препятствия заранее, выводит результат на дисплей и подает сигнал, если дальнейшая поездка опасна. Кстати, машина может пересечь брод глубиной до 90 см.
Любителям джипинга и активного отдыха такая опция бы очень пригодилась — реже приходилось бы ходить за трактором.
№8. Управление жестами
Сенсорный контроллер iDrive еще на предыдущем поколении 7 серии BMW умел многое — управлять климат-контролем, освещением, мультимедийными функциями и прочим. А в новой серии он научился новым «фокусам». В частности, больше нет необходимости целиться по кнопкам и отвлекаться от дороги — управлять бортовой электроникой теперь можно жестами.
Правда, набор их пока ограничен теми, что внесены в память компьютера. Можно принимать или сбрасывать телефонный звонок, убавлять и прибавлять громкость музыки. Но всего лишь вопрос времени — расширение функционала и возможность индивидуального программирования жестов.
№7. Везде как дома
Инженеры Jaguar стремятся сделать автомобиль полностью интерактивным. С "обычными" системами поиска авто, помощью при парковке или автоматическим управлением большинством электронных функций со смартфона все понятно — этим могут похвастаться многие современные автомобили. А как насчет найти ближайшую заправку и узнать сколько стоит на ней топливо? Особенно в чужом городе. Мелочь, но удобно.
Система ConnectPro определяет заправочные станции по пути следования по маршруту и помогает выбрать наиболее подходящую по удаленности и цене на бензин.
А еще Ягуар помогает ориентироваться в незнакомой местности. Система навигации может вывести на экран не только стандартную карту или вид со спутника, но и покажет панораму улицы, по которой вы едете.
№6. Хватит и половины
Потребление топлива — проблемная зона для современных внедорожников, владельцы которых не готовы лить в бак по 25 л на 100 км. Создатели Honda Pilot справедливо решили, что экономить лучше всего на прямой, где от массы автомобиля и мощности мало что зависит. Специальный режим двигателя активируется автоматически при длительной езде с одинаковой скоростью (например, за городом, при включенном круиз-контроле). В нем работают ровно половина цилиндров — 3. Режим дает заметную экономию топлива (порядка 30%) и продлевает ресурс самого двигателя.
А еще в Honda придумали вместо обычного индикатора спущенного колеса отслеживать давление в шинах в режиме онлайн. Так проблему в некоторых случаях можно обнаружить заранее и приехать в шиномонтаж своим ходом, без необходимости останавливаться и менять уже спустившее колесо.
№5. Стартуем на склоне
Одно из самых сложных заданий в автошколе — эстакада. Владельцам Toyota тронуться с горки без отката поможет система HAC, которая была разработана для внедорожников Hilux и Land Cruiser последнего поколения. Электроника сохраняет тормозное усилие в течение 2 секунд после того, как водитель снял ногу с педали. Этого достаточно, чтобы успеть нажать на газ без нервного дергания ногой или постановки машины на ручник. Кстати, стоп-сигналы сразу после отпускания педали тоже не гаснут — нервы водителя стоящей сзади машины останутся в целостности.
Система задумывалась в качестве помощника на бездорожье, но уже доказала, что в городе более чем полезна. Не случайно аналогичную опцию для своих флагманских автомобилей уже ввели многие автопроизводители. В будущем ждем ее появления и на машинах для широкого круга автовладельцев.
№4. Контроль слепых зон
Lexus LX — пожалуй, лучший полноразмерный внедорожник на российских дорогах. «Безопасной» электроникой для города и трассы его оснастили по полной программе. Здесь и оповещение о пересечении дорожной разметки, и система распознавания дорожных знаков, и активное предупреждение столкновений, и даже борьба с усталостью за рулем. Если ваше поведение за рулем, с точки зрения компьютера, станет рискованным — частая смена полосы для движения, пересечение разметки — вам предложат остановиться и передохнуть.
А самая полезная в городских условиях функция — это система контроля слепых зон. Если датчики обнаруживают там автомобиль, загорается индикатор в зеркале заднего вида. Это сигнал водителю — перестраиваться нельзя. А перед перестроением машина автоматически выводит на дисплей изображение с камеры слепой зоны. Случайное столкновение предупредит гарантированно.
№3. Во тьме ночной
Если озаботиться задачей найти идеальную машину для дальней поездки — то в списке фаворитов наверняка будет Infiniti QX80. И дело не только в отличном двигателе, 8-местном салоне и 4-зонном климат-контроле с функцией ионизации воздуха. В машине есть несколько небольших, но очень нужных дорожных функций.
Во-первых, если отражение света фар от едущего сзади автомобиля начинает слепить вас, боковые зеркала автоматически затемняются и не мешают езде. Во-вторых, Infiniti заботится и о водителях встречных машин. Если датчики улавливают их приближение, свет автоматически уменьшается, а затем возвращается на максимальную яркость.
Не обошлись инженеры и без адаптивного света. Когда вы съезжаете на боковую дорогу, фары сами поворачиваются по ходу движения, освещая обочину. Так вы увидите пешехода или препятствие заранее и сможете избежать столкновения.
№2. Торможение на опережение
Разработки в этом направлении начались еще в прошлом веке, а первым автомобилем с технологией активной помощи при торможении стал Mercedes S-Klasse 1996 модельного года, тот самый знаменитый «шестисотый». Аналогичные функции в течение последующих нескольких лет успешно внедрили и другие автоконцерны, в линейке которых есть автомобили премиум-класса. Ориентировалась эта система по показаниям ABS и силе нажатия на педаль. Ее и сейчас можно найти в автомобилях средней ценовой категории.
Но есть у нее недостаток. Если водитель отвлекся и не успел отреагировать — толку от системы нет.
Современные Мерседесы топовых классов и ряд представителей других марок оснащены новой системой автоматического экстренного торможения. В передней части автомобиля установлены радары, которые улавливают резкое замедление автомобиля впереди, и система сама активирует тормоз.
Кстати, они «обращают внимание» и на светофоры, так что случайно на красный свет тоже не проскочить.
№1. Подушка безопасности для пешеходов
Безопасность вождения уже долгие годы остается ключевым направлением миссии Volvo. Еще в начале тысячелетия производитель разработал долгосрочную программу Vision 2020, цель которой — к 2020 году свести к нулю ДТП с тяжелым исходом.
Ради достижения этой цели был предпринят целый комплекс мер, и самая «вольвовская» из них в хорошем смысле этого слова — первая в своем роде подушка безопасности для пешеходов.
Самые серьезные травмы пешеход получает в результате удара о лобовое стекло и последующего падения. В переднем бампере автомобилей Volvo находятся сенсоры, которые моментально реагируют на удар и выпускают из-под капота подушку безопасности, которая закрывает лобовое стекло. Она защищает пешехода от травм и препятствует тому, чтобы его по инерции отбросило под колеса другому автомобилю.
Первым из азиатских автомобилей с аналогичной разработкой не так давно стал кроссовер Subaru XV.Наличие электронных опций — это одно, а их работоспособность — совершенно другое. Чем сложнее устроен автомобиль, тем выше вероятность поломки. Если у вашего авто перестало складываться зеркало заднего вида после парковки или бортовой компьютер находит ошибки, запишитесь в CarFix на компьютерную диагностику. Многие неисправности бортовой электроники устраняются в течение часа за небольшие деньги.