Пятидесятые годы двадцатого века — время, когда люди «укрощали мирный атом». Электричество, полученное от энергии распада ядер появилась практически одновременно у нас и американцев. Тогда же зарождались смелые проекты «больших» АЭС, атомных подводных лодок и ледоколов. Но сегодня хочется рассказать о действительно необычном устройстве: ТЭС-3, или транспортабельной атомной электростанции небольшой мощности.
Началом истории создания этой удивительной машины, является 1955 год, когда состоялась беседа Ефима Павловича Славского (руководитель атомной промышленности и один из руководителей советской ядерной военной программы) с директором Кировского завода И.М. Синевым. Там то и была озвучена идея — изготовить передвижную атомную станцию, которая могла бы давать электроэнергию на объекты, удаленные от центра — в Сибири и дальше, до самого Крайнего Севера.
Эскизы и проектные чертежи установки появились через два года, а еще через два — сконструировано оборудование на котором планировалось изготовить рабочие модели.
Разработкой занимались ученые и инженеры «Лаборатории В» (будущий Физико-энергетический институт Обнинска) Юрий Сергеев и Дмитрий Бродер. Именно они предложили оборудовать ТЭС-3 гусеничным ходом, превратив станцию в вездеход, способный передвигаться практически везде.
Предложено было использовать шасси танка Т-10, предварительно удлинив его (доведя количество опорных катков до десяти), а так же увеличив ширину гусениц для того, чтобы сохранить в нужных пределах величину удельного давления на почву. Сборкой шасси и всех частей станции занимались на Кировском заводе. Разработчики предусматривали так же возможность транспортировать ТЭС-3 с помощью железнодорожных платформ.
Схема станции — двухконтурная, с использованием гетерогенного водо-водяного реактора, мощность: тепловая — восемь тысяч восемьсот киловатт, электрическая (с генераторов) — полторы тысячи киловатт. Работал реактор на высокообогащенном уране. Вся станция должна была размещаться на четырех шасси — два занимал реактор и парогенераторная установка, а еще на двух размещались вспомогательное оборудование, турбогенератор и пульт управления.
Рабочий образец ТЭС-3 был готов в 1960 году. Всю установку доставили в Обнинск, где через год, после сборки и всевозможных проверок, состоялся пуск реактора. Для защиты от радиации, вокруг двух установок с реактором, насыпали земляные валы. Испытания и тесты этой необычной установки продолжались вплоть до 1965 года.
видео с youtube-канала Автошоу VIN-КОД
А в 1967 году проект был закрыт. Причиной послужила, как ни странно, еще одна атомная разработка— плавучей атомной станции «Север». Министерство обороны СССР отказалось от дальнейших испытаний «Севера», заодно остановив и работу по ТЭС-3, хотя эта станция полностью доказала свою работоспособность.
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!