Найти тему
Ильяс Фекердинов

Хризантема и меч

Во время войны между Японией и США американский антрополог Рут Бенедикт получила заказ от военного штаба на составление портрета культуры японцев. Американцы поражались тому, как у японцев могут соседствовать эстетическое чувство (любование сакурой, любовь к поэзии) и крайняя жестокость, соседствующая с дикостью. Американским военным нужно было понять, как взаимодействовать с врагом.

Так появилась работа «Хризантема и меч», где «хризантема» обозначает глубокое эстетическое чувство, а «меч» – воинская культура и любовь к порядку. Книга писалась в период с 1944 по 1946 гг.

Не имея возможности лично присутствовать в Японии (шла война), Бенедикт разработала методологию «дистанцирования». Она изучала культуру при помощи литературных произведений, пропагандистских фильмов, интервьюирования японцев, проживавших в США.

В более ранней работе «Модели культуры» (1934 г.) исследователь пришла к выводу, что существует «стержень» культуры, влияющий на каждого индивида, порожденного ею. По мнению Бенедикт, нельзя изучать личность в отрыве от родной культуры. Она назвала это «этосом» культуры. В монографии «Хризантема и меч» учёный пыталась описать этос японской культуры. Ей было важно показать типичные ситуации, где каждый японец поведёт себя схожим образом.

Черты присущие японскому этосу:

1. Бенедикт полагала, что японской культуре свойственно понятие «подобающего места» в иерархии. Человек должен знать, как вести себя в соответствии с положением в обществе. Младший уважает старшего, а старший уважает младшего. Младший имеет право отомстить, если старший превышает полномочия.

2. Следующим понятием является понятие долга (яп. «он»). От рождения человек имеет ряд долгов: перед родителями, императором, учителем, которые японец обязан выплатить.

3. Из понятие «он» выходит этика «гири» – человек обязан держать репутацию незапятнанной перед обществом и своим родом.

4. Японец имеет право на «человеческие чувства», если они не идут вразрез с долгом. Телесные удовольствия не являются для японцев грехом – это нормальные потребности организма, поэтому поход к проститутке или пристрастие к алкоголю не осуждаются, если это не мешает работе. Японцы не мыслят в категориях «добра» и «зла». Если человек исполняет долг, то это приличный человек.

5. Далее следует концепция «кругов сознания». Как было сказано выше, существует долг, иерархия, человеческие удовольствия. Самое важное – находить между ними баланс. Главной проблемой для японской литературы было несоответствие одного круга другому, приводящее к смерти.

6. Важнейшим достижением Р. Бенедикт стал выработанный ей принцип деления на два типа культуры: «культуру вины», характерную для западного человека, и «культуру стыда», характерную для восточного. Западная культура, испытавшая заметное влияние христианства, мерилом праведного человека считает следование моральным принципам, которые носят личный характер. Человек совершил плохой поступок и его мучит совесть, поэтому лучший способ облегчить страдания – исповедоваться и принести извинения. Для «культуры стыда» важно не то, как оценивает своё поведение индивид, а то, как его оценивает общество. Если общество не знает о проступке и не осуждает его, значит проступка и не было. Признание и извинения только всё испортят. Из этого выходит заключение, что «казаться» всегда важнее для японца, чем «быть». Позволю небольшую ремарку, что для современного западного человека «казаться» тоже важнее, чем «быть».

7. Бенедикт отличает отношение западного и восточного человека к детству. На Западе маленький человек ограничен в свободе и по мере взросления её обретает, а в Японии ребёнок максимально свободен, ибо на него не давят понятия иерархии и долга, а с возрастом груз ответственности только возрастает. Различие существует и в отношении к старости. На Западе пожилой человек постепенно утрачивает свободу в силу немощи, а в Японии старик свободнее, ибо с него меньше спрос за соблюдение иерархии и долга.

Р. Бенедикт внесла несомненный вклад в изучение культуры. Она показала влияние культуры на индивида, хотя недостаточно много внимания уделила формированию индивидуальной психики. Также исследователь показала, что каждая культура имеет только ей свойственные особенности – часть идей, созданных в других культурах, будут отвергнуты, как не входящие в этос той или иной культуры.