Несмотря на то, что эта модель, по сути, являлась переходной моделью от «настоящего» ЗИС-150 к «будущему» ЗИЛ-130, она всё-таки сумела вдохнуть в себя славу надёжной и практичной машины. Как и свой предшественник, ЗИЛ-164 активно применялся на стройках, в полях, в различных государственных структурах, в армии… Этот список можно продолжать очень долго, однако можно заключить, что везде он ценился и был востребован. Этому грузовику удалось сохранить все достоинства и традиции московского грузового автомобилестроения, при этом исправив слабые места ЗИС-150 и вдохнув в него ещё несколько лет конвейерных будней. Так каким же был наш сегодняшний герой на самом деле, постараемся вспомнить в этой статье.
Замыслы и идеи создания такого автомобиля, как ЗИС-150, на базе которого был создан ЗИЛ-164, появились ещё в конце тридцатых годов прошлого столетия. Тогда на базе главного грузовика завода – ЗИС-5 был создан прототип будущей машины, известный среди автомобильного сообщества как «ЗИС-15». Как показал опыт, это был вполне себе жизнеспособный вариант замены далеко не идеальной «трёхтонки», однако, как уже можно догадаться, из-за начавшейся Великой отечественной войны об этой разработке пришлось на время забыть. Вспомнили уже на переломном этапе войны в 1944 году, в то время, когда Советская Армия уже активно освобождала Европу от «коричневой чумы». Тогда было совершенно очевидно, что вслед за уже недолгим ожиданием победы придёт необходимость восстанавливать те руины, в которые превратились советские города и хозяйство в целом. Как раз в это время и были созданы первые опытные образцы будущего ЗИС-150. Своей конструкцией они представляли удачную разработку, созданную буквально с нуля. В глобальном смысле от своего предшественника он отличался увеличенной до четырёх тонн грузоподъёмностью, модернизированным двигателем, в результате чего его суммарная мощность также поднялась до девяноста лошадиных сил. Вот что собой на момент запуска производства в 1947 году представлял ЗИС-150.
Понятное дело, что из-за некоей поспешности, свойственной тому времени, на заводе не удалось избежать некоторых «ляпов» и «сырых мест», что, естественно, вызывало со стороны завода различного рода модернизации. Причём первая из них была произведена уже в 1950 и касалась в основном мотора: был заменён впускной коллектор и карбюратор. Кабина также вместо прежнего дерева стала полностью выполняться из металлического проката. Вслед за этим уже в 1956 году была произведена очередная модернизация, бывшая более глобальной. ГБЦ стала отливаться из алюминия, что увеличило степень сжатия и мощность до девяноста шести «лошадей». Опять был поставлен новый карбюратор, воздушный фильтр и впускной коллектор двигателя. В конструкции рамы были усилены некоторые элементы, а подвеска получила гидравлические амортизаторы. Внешне же выштамповки вентиляции двигателя на створках капота и прутья решётки радиатора стали вертикальными, однако ж, ничего общего с таковыми у ЗИЛ-164 не имели. Эта модификация получила обозначение «ЗИС-150В». Стоит также заметить, что после переименования автозавода в «ЗИЛ» в 1957 году и капотная надпись, свидетельствовавшая о заводе-изготовителе, была заменена на новую. Поэтому последние ЗИС-150 выпускались уже под маркой «ЗИЛ». И уже в 1957 году была произведена наиболее масштабная модернизация, касавшаяся следующего. Была очередной раз усилена рама и подвеска, в двигателе снова был сменён карбюратор, была увеличена мощность двигателя, заменён радиатор и т. д. Внешне же модернизированную машину можно было отличить по колёсам чуть большего диаметра, изменённым крыльям, вертикальным прутьям жалюзи и решётки радиатора. Внутри же были усовершенствованы системы отопления и обогрева лобового стекла. На сей раз обновлённый автомобиль получил индекс «ЗИЛ-164».
Как и свой предшественник, ЗИЛ-164 имел огромное количество разнообразных модификаций, но, пожалуй, это уже материал для отдельной статьи. Таким образом, новоявленный ЗИЛ-164 производился с 1957 по 1961 годы, а его обновлённая версия с агрегатами от будущего ЗИЛ-130 ЗИЛ-164А аж до 1964 года. Несмотря на такой непродолжительный период производства, этот грузовик сумел стать полноценной заменой своему предшественнику, продолжив его славное дело.