Приветствую на канале!
Отечественные ВКС имеют в своём распоряжении огромное количество боевых самолётов, многие из которых остались ещё с советских времен. К ним относятся сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3, которые, несмотря на приличный возраст, еще могут «повоевать». В чем же этот самолёт уникален и что ему даст последняя версия модернизации? Давайте разберёмся.
Для начала кратко о самом Ту-22М3. Этот самолёт появился в конце 70-х, в результате программы модернизации Ту-22М, стартовавшей в 1974 году. Её причина проста - бомбардировщик уже перестал удовлетворять запросы военных в полном объеме. Основные претензии были к бортовому оборудованию, некоторым элементам конструкции и так далее. На М3 были заменены двигатели на НК-25, которые были более экономичными и надежными, поставили новую РЛС и многое другое. Было добавлено огромное количество оборудования бортовой обороны, которое, однако, не было объединено под единой системой управления, что представляло некоторые неудобства лётчикам. В таком виде самолёт попал в войска только в 1989 году и не модернизировался до сих пор, за исключением установки нового прицельно-навигационного комплекса, но об этом чуть позже.
Стремительное устаревание М3 заставляет военных прибегнуть к модернизации, отдельные элементы которой уже были протестированы в Сирии. В частности, «Гефест». Это прицельный комплекс, который позволяет использовать обычные авиабомбы с такой точностью, которая приравнивается к корректируемым боеприпасам. «Гефест» рассчитывает все условия (положение самолёта, скорость и т.д.) и определяет, в какой точке необходимо выпустить бомбы для точного попадания в заданную цель. Такая система особо эффективна против объектов, у которых нет своей ПВО, например, сирийские «бармалеи», которых Ту-22М3 «утюжили» несколько лет подряд. Однако «Гефест», это, конечно, хорошо, но что с высокоточным вооружением?
И тут всё очень интересно. Главная особенность Ту-22М3М – это полная унификация электронной «начинки» с Ту-160М2 –крайне положительное решение, позволяющее значительно расширить списки вооружения, включая такие ракеты как Х-101 или Х-102, но только на внешней подвеске. Специально для М3 разрабатывается и уменьшенная версия вышеназванных ракет – это сделано для того, чтобы можно было их размещать во внутренних отсеках. Не забыли и о гиперзвуке – обновленный бомбардировщик сможет нести до 4-х «Кинжалов». Кстати, недавно были новости об испытании «Циркона» на том же самолёте. Ну и последней хотелось бы отметить противокорабельную ракету Х-32, и тоже гиперзвуковую – её дальность около 1000 километров, а скорость превышает 5000 км/ч.
В итоге ВКС получат не менее 30 бомбардировщиков, способных нести практически всю номенклатуру высокоточного вооружения и крылатых ракет большой дальности, оставив способность применять устаревшие боеприпасы, коих на складах сотни тысяч. 28 декабря 2018 года первый Ту-22М3М уже совершил первый полёт, а в этом году начнутся его госиспытания.