Найти тему
Дмитрий Баклажкин

О радиосвязи в машине

Данная статья поможет начинающим и не очень джиперам определиться с оснащением своего железного коня радиосвязью. Вы спросите, а для чего вообще она нужна во внедорожнике?

Во-первых - поддерживать связь в колонне. Когда вы едете организованной толпой для того чтобы размесить очередное болото радиосвязь между участниками необходима как воздух. Предвижу вопрос "А как же мобильная связь?". Отвечаю - она есть не везде, требуется время для набора номера, не у всех участников есть номера друг друга и перспектива утопить ваш свежий айфончик тоже малоприятна. Есть конечно приложения-рации типа Zello, но и они требуют постоянного подключения к интерентам, которых как мы уже оговаривались, может и не быть.

Во-вторых - это связь между вами и штурманом, который пошел разведывать очередное болото или просто надрывает глотку пытаясь перекричать рёв мотора и донести вам информацию, в какую же сторону всё-таки нужно вывернуть колеса.

В третьих - в больших городах есть целые группировки любителей автомобильной радиосвязи. Слушайте их эфир и вы сможете быть в курсе последних новостей на дороге.

В четвертых - каждая фура оснащена рацией и вы можете попросить его подвинуться. Обычно это помогает.

Теперь о существующих стандартах, а их всего два:

СиБишка - citizen band с частотой 27 Mhz - стационарно устанавливаемая в автомобиль рация. Хорошо бьет по трассе и в лесу. На этом все её достоинства заканчиваются. Некоторые особо продвинутые радиолюбители покупаю "кирпич" -усилитель на 100500 Вт забывая, что работает он только на передачу. Даже если и удастся докричаться до Финской границы, то ответа вы не услышите. Теперь о недостатках:

1. Нужна длинная антенна. Очень длинная. Постоянно цепляется за деревья и в итоге отрывается выворачивая куски кузова если вы по неосторожности внедрили её прямо в крышу. Также антенну могут стырить пионеры и играть ей в Д`Артаньянов.

2. Настройка. Если вам аббревиатура КСВ ничего не говорит, то рано или поздно вы встретитесь с дедом, который вооружившись хитрожопым прибором и пассатижами откусит от антенны кусок и возьмет за это 500 рублей. Лучше как правило не станет.

3. Нет переносных версий (есть вообще-то, но вас с ним засмеют. Не позорьтесь). А это значит забудьте про штурмана с переносной радейкой.

4. В городе не нужна по причине наличия Яндекс Навигатора, который предупреждает о событиях на дороге. Существующие сообщества отжили своё и представляют собой эфирное отражение уютненькой группы Вконтактике в которой все друг друга знают, имеют свой малопонятный сленг и новых членов принимают не особо охотно. Забегая вперед скажу, что общаться с ними можно и с LPD, в каждом городе есть пара-тройка ретрансляторов.

5. На трассе тоже не нужна по причине постоянного мата на котором общаются водители фур, вездесущей рекламы очередного фуроотстойника и предложений купить соляру, которую можно рискнуть залить разве только в древних монстров с механическим ТНВД.

6. Риск утопить в броде- это уже для экстремалов, но я именно так и избавился от своей.

Типичный представитель

-2

А теперь хедлайнер нашего хит-парада - переносная рация стандарта LPD/PMR. Работают на частотах 443/446 MHz соответственно.

Не будем углубляться в ТТХ, а сразу перейдем к преимуществам:

1. Компактность. По размерам чуть больше телефона. Внятного заводского крепежа на панель я не нашел, но можно прицепить к воздуховоду зажим для бумаг, чуть доработать пассатижами и вешать на него рацию. Вышли из машины - положили радейку в карман. Есть совсем крошечные устройства с дальностью ~500 метров, которые можно прикрутить к шлему или зацепить за воротник. Практика показывает что такой дальности достаточно в 99% случаев.

2. Дешевизна. Новую Baofeng UV-5R можно купить в любой конторе торгующей радиобарахлом за 2000 деревянных. Потеряли или утопили? Ну и жЫп с ней, идем и покупаем на Авите или в том же магазине новую.

3. Дальнобойность. Да, именно так. В условиях городской застройки LPD в одну калитку выносит Сибишку за счет более короткой длины волны и низкой восприимчивости к помехам. В лесу проигрывает, но практика показывает, что километра три спокойно пробивает, чего более чем достаточно.

4. Защищенность. Если вы выращиваете больше двух кустов сортового ганжубаса на лесной полянке, то можете настроить субтона или вообще перейти на цифру. Не панацея конечно, но гораздо лучше чем Сибишка.

5. Популярность. Есть даже у людей, которые не подозревают, что она у них есть. Можно спокойно бродить по лесу даже с радионяней или игрушкой из "Детского мира" по типу Motorola TLKR и иметь хорошую связь с машиной.

Итоги: Покупаете пару наиболее распространенных Baofeng UV-5R, или защищенные BF-A58, а еще лучше BF-888R - тут даже читать ничего не нужно, всё уже работает из коробки. Можно прикупить в комплект автомобильную зарядку а лучше эмулятор батареи с разъемом в прикуриватель. Не нужно понтоваться и брать задорого какую-нибудь Yaesu. Никто не оценит, разница по дальности связи в реальных условиях укладывается в арифметическую погрешность, зарядников и батарей под неё тоже ни у кого в колонне не найдете. Если душа лежит к UV-5R, берите яркие расцветки - их легче найти в траве или в грязи. На рации выпускающиеся в черном цвете заблаговременно наденьте какую-нибудь яркую резинку или чехол.

Пара слов об антеннах. Не заморачивайтесь. Длинная Nagoya даже если и окажется оригиналом, то даст вам еще один километр связи, но в карман вы её уже нормально не положите. Антеннки размером со свечку для анального внедрения сильно убавят дальность как на приём, так и на передачу.

Пара слов о законности. Тоже не заморачивайтесь. Если не будете хулиганить, то никому со своей пятиваттной рацией вы не интересны. Обязанность на выявление таких раций возложена на Роскомнадзор, а они до сих пор Телеграмм заблокировать не могут.

UV-5R в православном ярком цвете

-3

BF-A58 - друг джипера, можно топить.

-4

BF-888R - её не жалко.

-5