В прошлой статье мы с вами говорили о "сладкой парочке" выдержке и диафрагме, а здесь мы поговорим о том, как все это правильно настроить.
Итак, количеством светового потока (временем) и "толщиной" светового потока мы создаем на светочувствительном элементе картинку, есть еще третий параметр "светочувствительность", но о ней поговорим в следующий раз.
Режимы фотоаппарата
Практически, на каждом фотоаппарате есть подобное кольцо регулировок. Рассмотрим их подробнее: S - приоритет выдержки. Это значит, что вы сами выбираете выдержку, а автоматика сама подбирает подходящую диафрагму. Это хорошо для быстротекущих событий, спортивные матчи, репортаж. Недостаток подобного метода - автоматика на коротких выдержках всегда будет "подсовывать" открытую диафрагму.
А - режим приоритета диафрагмы, вот это уже более интересный режим. Вы сами выбираете диафрагму, то есть сами определяете глубину резко изображаемого пространства, а автоматика подбирает выдержку. Этот режим более творческий, им часто пользуюсь сам, он достаточно мобилен и подходит практически для всех случаев (кроме съемок со вспышкой, съемок на длительных выдержках).
М - ручной режим. Вам дана полная свобода действий, вы выставляете все, что захотите.
Замеры экспозиции
Теперь мы поговорим о том, как фотоаппарат замеряет экспозицию, по какой точке, по светлым тонам, по темным.
Как видно из рисунка замеры камера производит со всей матрицы, с центральной части кадра, или с определенной точки на кадре, причем эту точку выбираете вы сами. Разберем подробнее:
Матричный -
Оценочный или матричный замер (англ. Matrix Metering, Evaluative Metering, Multi-pattern Metering в зависимости от производителя) основан на разделении кадра на несколько сегментов, яркость которых измеряется одновременно, а полученные результаты обрабатываются микропроцессором камеры, определяя оптимальную экспозицию на основе статистических данных. Как правило, такие данные получены производителем оборудования на основе сопоставления результатов измерения и конечного изображения многочисленных тестовых съёмок часто встречающихся сюжетов
Так нам говорит Википедия. Проще говоря замер идет со всей площади кадра, потом обсчитывается процессором фотоаппарата и выдается результат, казалось бы все идеально, но фотоаппарат будет стремится отобразить все и белое неизбежно будет серым, а черное превратится в темно-серое, контраст будет потерян.
Центрально - взвешенный: это такой режим, где данные берутся из центральной части кадра, усредняются и выдаются на дисплей.
Точечный - это когда вы сами выбираете сюжетно - важную точку и по ней замеряете экспозицию, важно только чтобы остальная часть кадра не "провалилась" в свет или тень.
Некоторые, наверняка, про себя думают: " А у меня и так фотоаппарат все сам выставляет, зачем мне парится?" Отвечу: согласен полностью, среднестатистическую фотографию, с усредненным белым и черным вы получите, но никогда вы не добьётесь "звенящих" по чистоте "воздушных" цветов. Это можно сделать только при помощи ручной экспозиции.
Итак, мы с вами разобрали три основных способа замера экспозиции. Возникает вопрос: "А что выбрать?" А выбирать нужно исходя из ситуации, словом пробовать и запоминать.
Пример матричного замера экспозиции.
Точечный замер экспозиции.
Читайте также:
Что такое выдержка и диафрагма?
Как научиться фотографировать? Нужно ли этому обучаться?