Не всё в сериале «Великолепный век», отмеченное критиками, можно назвать ошибками или заблуждениями. Скорее всего, кинематографисты позволили себе «художественные вольности» для наиболее полного воплощения задуманного на экране.
1. Валиде-султан прожила дольше, чем это показано в сериале. По слухам, ее уходу в мир иной поспособствовала невестка, но документально это не подтверждено.
2. Впечатляют роскошные парусные суда Османской империи – галеры, их оснащенность. Турецкий флот не мог соперничать тогда с английскими, испанскими или португальскими корабелами, но быстро рос и модернизировался.
3. Зрителей поражает великолепие нарядов экранных героев: блеск парчи, нежность струящихся вуалей, благородство мехов, сияние драгоценностей. В жизни все выглядело гораздо скромнее. Эротика была неуместна. Девушки, а тем более замужние женщины, старались одеваться в «глухие» платья, не распускали волос по плечам, укрывали головы платками, выходя на улицу.
4. Титул «хасеки-султан» был изобретен специально для Хюррем и означал «второе женское лицо в государстве», сразу после матери правителя. Но по сюжету так нередко называют и мать шехзаде Мустафы, что не соответствует действительности.
5. Говорят, пленница Александра прибыла во дворец Топкапы из Крыма во времена правления Сулеймана Великолепного, но это не так. Украинка появилась там раньше, еще при императоре Селиме. Как Роксолана появилась во дворце рассказываем тут.
6. Принцессу Изабеллу, захваченную пиратами во время морского путешествия и выкупленную при посредничестве Матракчи и Ибрагима-паши, значительно омолодили. Наяву ей было немало лет.
7. У повелителя и его супруги Хюррем было четыре сына и дочь Михримах. Обо всех них подробно рассказывается. Но детей у знаменитой пары было больше. Многие умерли в младенчестве от болезней, которые в 16-м веке не лечили.
8. Большую часть фильма Хюррем-султан пытается упрочить свое положение фаворитки, борется с наложницами, мечтающими проникнуть в спальню господина, ставит ультиматумы, нейтрализует поползновения Махидевран и других интриганок. Согласно свидетельствам современников, государь был очарован прекрасной крымчанкой и сдался ей фактически без боя. Он очень ценил и любил ее, дорожил дружескими взаимоотношениями, сохранял верность своей любимой и единственной.
9. Красочное убранство залов – тоже фантазия сценариста и художников. Дорогой мебели, тяжелых штор на окнах не было. Витражи, мозаика, фаянсовые изразцы были. Смотрелись интерьеры несколько монохромно, аскетично и строго.
10. Трапеза султана проходила при огромном количестве обслуживающего персонала, блюда подавались одно за другим в определенной последовательности. В кадре же мы чаще видим накрытый стол, слуг нет. Более подробно о трапезе мы рассказывали в данной статье.