25 декабря Советский районный суд Рязани принял решение, которое мои коллеги в Центре общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса назвали вопиющим. Как известно из классики отечественного кинематографа, советский суд — самый гуманный суд в мире. И порой эта гуманность и впрямь вопиющая.
Что же произошло? В Михайловском и Пронском районах Рязанской области есть такие речушки Амшанка и Кердь. Амшанка поменьше, Кердь — побольше. Этим летом вода в них резко поменяла цвет, став мутно белой. Рыба, водившаяся в Керди, погибла. Местные жители забили тревогу — река помутнела на расстоянии 16 километров, начиная с того места, где в неё впадают стоки с очистных сооружений ООО «Биофармкомбинат», в простонародье известного как Коровинский спиртзавод.
Региональное министерство природопользования провело серию проверок и ужаснулось — ущерб, причинённый водным объектам и конвертируемый в рубли, составил 3 миллиарда 788 миллионов 6 тысяч рублей. Чтобы было понятно, цифра эта взялась не с потолка, есть определённая формула расчёта, нормативные документы к которой составляют весьма пухлый том.
Министерство сделало два шага. Первый — направило расчёт ущерба на предприятие для добровольного погашения в течение 60 дней, а поскольку нанесение вреда на такую значительную сумму является признаком уголовного преступления, расчёт был также направлен в Следственный комитет для принятия мер в рамках компетенции. Второй — обратилось в суд для решения вопроса об административной приостановке деятельности ООО «Биофармкомбинат» на 90 суток.
Заявление направили по месту фактического расположения предприятия — в Михайловский районный суд. Оттуда его спустя какое-то время перенаправили в Советский районный суд Рязани. Заседание назначали несколько раз, и вот 25 декабря оно, наконец-то, состоялось.
Что имеем на выходе? Суд установил, что с 31 августа по 27 сентября 2018 года в воде, которую сбрасывало ООО «Биофармкомбинат» в реку Амшанку, впадающую в Кердь, обнаружено содержание опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышающее нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Предприятию нарушителю назначен штраф в размере 80 тысяч рублей.
Как же так? За гораздо меньшее деяние рядовой браконьер может получить чуть ли не реальный срок, а тут всего лишь 80 тысяч, которые для спиртзавода — просто ни о чём… Ну посклоняли в смях предприятие, повозмущались — и что дальше? Биофармкомбинату, кстати, уже доводилось отражать информационные атаки. В 2017 году федеральный телеканал «Россия 1» обнаружил, что в его цехах производят «Боярышник», хотя на торговлю этой настойкой после печальных событий был наложен мораторий… Тогда тоже поднялся шум и казалось, что уголовного дела не избежать, однако ни фига подобного.
Конечно, для окрестных сёл спиртзавод — предприятие системообразующее. Здесь и рабочие места, и социальные выплаты, и налоги, которые, наверняка, поступают в казну района. Закрыть завод — не самоцель. Цель — заставить его соблюдать экологические нормы и природохранное законодательство. Но только вот одними замечаниями и мизерными штрафами этого не добьёшься. Вот пример: природоохранная прокуратура внесла Биофармкомбинату представление на обеспечение нормативной очистки сбрасываемых сточных вод. Спустя некоторое время последовала сухая констатация факта — должных мер не принято.
Короче говоря, гуманизм — штука хорошая, но, думается, не в этом случае. В следующем году узнаем, согласен ли с этим уже не Советский, а областной суд.
| Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал.|