Найти тему
Нина Рубштейн

Уровни Профессионального Мастерства

В любой профессии есть несколько ступеней профессионализма, осваивая которые одну за другой, специалист становится мастером.

Первая ступень – уровень становления «руки»: вы учитесь держать правильно инструменты, точно выполнять отдельные действия, совершенствуясь в качестве этих действий и пытаясь нарастить навык выполнять сложные, продолжительные в объеме операции. На этом этапе каждая ситуация выглядит для ученика как ужас и кошмар, но если он прилежно прилагает усилия по внимательному совершенствованию навыков, его Непознанное становится познанным.
После этого ему кажутся все рабочие ситуации понятными, и он попадает в ловушку Ясности: восприняв ситуацию как понятную и применив в ней известные ему навыки, которые до сих пор работали, он попадает впросак из-за своей консервативности и не умения импровизировать.

Вторая ступень мастерства – развитие креативности, когда вы учитесь известные вам знания применять в новых ситуациях, комбинируя их, подбирая ключи. Теперь ученик знает, что каждая ситуация - новая ситуация, и он ищет способы решить задачу, рассматривая ее под разными углами и более не опираясь на известные хорошо работающие способы. Он развивает гибкость и системный взгляд на вещи, достигает успеха в этом и неизбежно попадает в ловушку Ловкости: переоценивая свои таланты, он попадает в ситуацию, в которой терпит крах из-за излишней креативности, свободы и импровизации. В этот момент ученик откатывается назад или вовсе теряет профессиональную почву под ногами. Ему кажется, что нужно просто жестко выполнять правила, и тогда он избежит ошибок. Но если он преодолевает свой страх, он переходит на следующую ступень мастерства.

Третья ступень мастерства – развитие ответственности. С этого момента ученик учится просчитывать ситуации, осознавая, что ничто больше не является его страховкой: ни гибкость, ни импровизация, ни правила, ни навыки. Любой момент может оказаться фатальным или триумфальным, поскольку в него могут вмешаться любого рода силы от социальных до мистических, поэтому он не в состоянии гарантировать ни один свой результат. Это может довести его до паранойи, однако, если он действительно взрослеет, он научается определять реальную меру своей ответственности и власти в каждой конкретной ситуации, допуская огромную область в своей деятельности, в которую могут и должны вмешиваться внешние силы. Отныне он воспринимает свои действия не как победы и поражения, а как точки в пути, которые являются его опорой для дальнейшего развития.

Четвертая ступень мастерства – развитие осознанности. Внимание мастера становится его главной заботой: что я вижу? Что слышу? Что учитываю? Что на что влияет? Где та точка, в которой мое вмешательство является оправданным? В каком месте я должен просто слушать и ждать? В этот момент мастер подключается к взаимодействию с теми силами, которые раньше казались ему помехами или неожиданностями, препятствиями или сопротивлениями. Он учится соединяться с миром и творить силами мира, выполняя роль материализатора тех влияний, которые он воспринимает. Его внимание приобретает многомерность и трансцедентальность, становясь песчинкой в огромном и волшебном мире.

Лидерская программа 2019