У независимого сегмента автосервисов есть несколько лет, чтобы вдумчиво подготовится к обслуживанию электромобилей. Откладывать на потом, разумеется, не стоит.
Поскольку все «сливки снимут» те, кто сможет первым предоставить рынку адекватную, востребованную услугу.
Поле деятельности по ТО и ремонту электромобилей сейчас фактически безгранично, конкуренция на нем отсутствует.
С чего же начать?
А с того же, с чего и дилеры – выбрать сотрудников, которые будут заниматься электромобилями.
Позаботиться о получении ими соответствующей группы по электробезопасности (не ниже III, а лучше сразу IV).
Группа присваивается по результатам аттестации в комиссии Ростехнадзора. Только такие специалисты могут быть допущены к обслуживанию электроустановок современных электромобилей, где возможно напряжение до 1 000 вольт и выше.
Мотористы не нужны?
Главная особенность электромобиля понятна – в нем нет двигателя внутреннего сгорания и привычной нам трансмиссии. А значит, о многих видах работ и запчастях, стабильно приносящих весомую долю дохода современным СТО, в светлом экологически чистом будущем придется забыть. Среди них замена моторного масла и трансмиссионной жидкости; замена масляного, топливного и воздушного фильтров (только салонный); все работы, связанные с приводами ГРМ и вспомогательных агрегатов; замена свечей зажигания и накаливания и проч.
Кроме того, у электромобиля практически не сохранится разнообразных патрубков, сальников и прокладок, которые надо регулярно менять ввиду потери ими герметичности.
В конструкции отсутствуют дорогостоящие в ремонте и диагностике компоненты и узлы топливной системы, системы зажигания, системы выпуска и очистки отработавших газов. И еще целый комплекс систем, агрегатов и деталей, так или иначе связанных с функционированием ДВС и классической трансмиссии (автоматической, роботизированной или механической).
На чем зарабатывать?
Безусловно, останется регламентное периодическое ТО. Правда, в значительно урезанном виде. Не питайте особых надежд относительно системы торможения. Применение систем рекуперации, позволяющих при торможении перевести электродвигатель в режим генератора, подзаряжающего тяговую батарею, что обеспечивает существенное сокращение скорости транспортного средства, в разы снижает нагрузку на рабочую тормозную систему. Поэтому срок службы компонентов этой системы – тормозных колодок и тормозных дисков может увеличиться значительно. Сложно сказать, насколько, но это точно будет далеко не один десяток тысяч «бонусных» километров.
Хотя в отношении тормозной жидкости серьезных перемен не произойдет (если не случится какой-нибудь «химической революции») – ее нужно будет менять с аналогичной периодичностью, ввиду высокой гигроскопичности.
В целом, как заявляют многие автопроизводители, по крайней мере, в первые 5-7 лет никоим образом изменять интервалы ТО они не планируют (а в нашей стране и дольше по причине более сложных условиях эксплуатации) – техобслуживание будет производиться по привычной схеме. Только вот список операций и запчастей сократится.
Колесо forever
Все так же нужно будет проводить работы по проверке и регулировке углов установки колес. Никуда не денется подвеска. И даже если привод транспортного средства будет осуществляться портальными мостами на каждое колесо, все равно не обойтись без рычагов, реек, балок и проч. Рулевое управление, сегодня активно модернизируемое и совершенствуемое, теряющее физическую связь между рулевым колесом и рулевой рейкой, по-прежнему останется рулевым управлением со всем набором компонентов, нуждающихся в проверке и замене и точно так же выходящих из строя, гнущихся и ломающихся на наших дорогах. То есть ходовая часть и управление – с нами.
Куда без отпления?
Система отопления в России – сейчас это можно сказать абсолютно точно, ориентируясь на опыт северных соседей – наверняка будет доукомплектовываться жидкостными автономными отопителями. Им, как вы знаете, так же свойственны проблемы и необходим контроль. Причем, скорее всего, какие-либо неполадки будут возникать и в штатной системе, представляющей собой, как правило, электрический отопитель-фен с нитями нагрева.
А есть еще освещение, дворники, бортовая электроника и электросеть, колеса (перестановка и смена резины по сезону) и т. д. – в этих и некоторых других сегментах объемы проверочных, регулировочных и ремонтных операций практически не будут отличаться. Все так же (а может быть, и более внимательно) нужно будет проверять тормозные магистрали, проводку, контактные группы, пыльники. С электрикой работ прибавится. Сам по себе электродвигатель, конечно же, устройство более чем надежное, ломаться там практически нечему, так же как и в трансмиссии. Но в электромобиле появятся несколько принципиально новых блоков и агрегатов, следить за которыми с установленной периодичностью обязательно надо.
Батарея требует заботы
Ну, смотрите сами. Самой большой заботой владельца парка станет, разумеется, тяговая батарея – она будет разряжаться-заряжаться, снова заряжаться и снова разряжаться. В условиях городской коммерческой логистики возможно по несколько раз в день. Жизни ей это, как вы догадываетесь, не прибавит. Сегодня декларируемые сроки эксплуатации тяговых батарей в районе 10 лет. Интенсивное использование наверняка наложит свой корректирующий отпечаток. Поэтому за батареей нужно будет не постоянно, но регулярно следить, проверяя ее емкость.
Ну, а вишенкой на торте станет переоснащение действующего парка автотранспорта, использующего ДВС, на электрический привод. Конечно, весь парк переоснастить не получится. Да в этом и нужды нет, но значительное количество машин такому переоснащению поддаются. И на этом тоже можно и нужно заработать.
источник