Найти в Дзене
Записки репетитора

Как когда-то встречали Новый Год: стенгазеты 1987 и 1991

Тогда еще в школе давали подарки, всем одинаковые: бумажный пакет с изображением кремля, в нем обычно было немного шоколадных конфет (Которые тогда были намного вкуснее, или уж это я ворчу?), много батончиков, яблоко и парочка подгнивших мандаринов. Подгнивших – потому что заранее везли из Москвы.

И в школе каждый класс обычно выпускал новогоднюю стенгазету. Там были рисунки, стихи, поздравления и все такое. Рисунки всегда блестели, потому что мы их мазали клеем и посыпали маленькими осколками разбитых новогодних игрушек. Сейчас, конечно, так не делают: во-первых, безопасность, во-вторых, стеклянных игрушек практически нет.

***

Дома мы тоже выпускали стенгазету. Я на днях убирала квартиру и нашла несколько номеров. Материал мы печатали на машинке. Она хранилась вот в таком футляре.

А вот как она выглядела.

-2

Это мы еще продвинутые были – с печатной машинкой в доме! Даже с двумя: у нас была еще одна с английским шрифтом. Поэтому меня часто просили печатать материал для классных стенгазет, и мы были круты: у всех от руки написано, а у нас напечатано.

У меня дочь попробовала печатать и очень удивилась, потому что надо по клавишам ударять довольно сильно и еще они расположены не как на клавиатуре: каждый ряд выше другого.

Вот газета к 1987 году.

-3

Кстати, обратите внимание на звезды. Я сразу вспомнила Чука и Гека. «Он принес им серебряную бумагу от завертки чая…» Звезды – именно из такой серебряной бумаги.

Помнится, отец тогда ездил в командировку в Москву. И мы ему в шутку заказали привезти ведро апельсинов. Так он привез! И именно полное ведро. Мало того, он приехал как раз в тот момент, когда мы возились с газетой. И мы радостно завопили:

- Нарисуй нам Деда Мороза и Снегурочку!

Теперь-то я понимаю: человек приехал из командировки, с дороги, устал, тогда это все муторно было, очереди за билетами. Ведь слова не сказал, сел рисовать. Нууу, Дед Мороз, конечно, малость на разбойника с большой дороги смахивает. А у Снегурочки гренадерские плечи, нет шеи и лошадиное лицо. И головной убор он покрасил в креативный зеленый цвет с криком: «Долой стандарты!»

Но мы не отставали.

- А теперь напиши нам какое-нибудь новогоднее стихотворение!

- Дети мои, может быть, вы спишете у Пушкина? – трагически вопросил Армагеддон Люциферович.

- Нет, нам нужно что-то новое, - упорно требовали мы.

Так опять же, сел и написал. Вместо того, чтобы наподдать наглым детишкам. Вот оно.

-4

Ну и стужа в январе!

Замело дороги.

Ежик ежится в норе,

Спит медведь в берлоге.

***

Бродит, путая следы,

Рыжая лисица.

Видно, в поисках еды,

Ей никак не спится.

***

Звезды в синей вышине

Пляшут хороводом.

И, мечтая о весне,

Шепчут: «С Новым Годом!»

Так мы встретили 1987 год.

***

А это выпуск от тяжелого 1991 года.

-5

Как видите, очередной разбойничьего вида Дед Мороз, изображенный шкодливой рукой Армагеддона Люциферовича, и синяя Снегурочка без штанов и с непропорционально большой головой. И снова с креативными зелеными кудрями. Таки отец питал слабость к зеленому цвету.

В нашей местности уже вовсю действовала талонная система. Талоны были на мясо, масло, сахар, водку и еще что-то. Кстати, талоны на водку выдавались всем членам семьи, независимо от возраста. То есть на нас с сестрой тоже были. Но там был выбор: взять бутылку водки или две красного сухого. Отец всегда брал сухое. Ну, то есть водку мы тоже брали: это ж валюта была. Сантехнику там дать, слесарю.

Какие-то вещи разыгрывались на предприятиях. Что это значило? Это вы не получали вещь в подарок, вы получали право ее купить, причем, кажется в определенном магазине. Отец вот полушубок так выиграл, мама – вазу. Табачные изделия тоже выкупались по месту работы. То есть их поступало какое-то количество, и они распределялись на всех. Некурящие их продавали курящим.

Помнится, мы думали, что Новый год будем вообще встречать с тремя корочками хлеба. Мама работала преподавателем в техникуме, но им там что-то полгода денег не платили. Потом выплатили как-то по частям. Да тогда вообще мало где зарплату платили полностью и вовремя. Тогда Армагеддон Люциферович бросил официальную работу и начал частным образом работать на итальянцев (а где-то через год мы основали свой маленький репетиторский бизнес). Получал он наличными, если я не ошибаюсь, 10 тысяч в день. Тогда это была очень неплохая зарплата. Но тогда была такая ситуация, что и деньги вроде есть, а купить на них ничего нельзя, потому что ничего нету. И опять положение перед праздником спас Армагеддон Люциферович. Он приобрел всякие яйца, масло и прочие продукты в совместном российско-итальянском кафе. Собственно, он в его организации принимал активное участие, поэтому ему по знакомству все и продали. Даже так предлагали отдать, но он честно заплатил.

И опять он нам написал в газету стихотворение. Наверное, оно как раз отражает, так сказать, настроение масс в то время.

-6

В переулках толпится шпана,

По дорогам ползут самосвалы.

С Новым Годом, родная страна!

С Новым Годом, дворцы и подвалы!

***

Без подарков седой Дед Мороз

Второпях ковыляет к помойке,

Неопрятной щетиной зарос

Пожилой ветеран перестройки.

***

А Снегурочка вовсе пьяна,

И ее провожатые пьяны.

С Новым Годом, родная страна!

С новым счастьем, воры и жульманы!

***

Но, как видите, мы все пережили и 90-е, и 2000-е, переживем и 21-й век! Потому что мы оптимисты! И российский народ не сломить.

Поэтому с Новым Годом всех! И пусть он будет хорошим!

А пока ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!