Среди автомобилистов бытует такое мнение, что турбированные двигатели нельзя глушить сразу после остановки авто: иначе выйдет из строя турбина. Давайте разберемся, насколько справедливо такое утверждение.
Для этой цели на некоторые авто устанавливались даже специальные "турботаймеры" - таймеры отключения двигателя. То есть при включении этого таймера двигатель работал еще какое-то время на холостых оборотах (как правило, полторы - две минуты), а потом самостоятельно глох. Если даже ставили такие приборы, значит, смысл какой-то в этом все же есть, однако, забегая вперед, скажу, что для современных моторов данная процедура не обязательна.
Из-за большой скорости вращения турбины производится огромное количество тепла, которое надо как-то отводить. Достаточно только сказать, что в процессе работы турбина может разогреться до 800 градусов. Турбина охлаждается в основном за счет моторного масла, реже с помощью охлаждающей жидкости. И если заглушить двигатель, когда турбина будет еще очень горячая, то подача масла к ней сразу прекратится, а находившееся на ней масло под воздействием крайне высокой температуры просто сгорит.
Продукты, образовавшиеся после перегорания масла, при следующем пуске двигателя смоются новым маслом, но будут воздействовать на все трущиеся пары двигателя как абразив, что повлечет уменьшение ресурса как самой турбины, так и всего двигателя. Именно поэтому на относительно старых турбированных двигателях лучше не пренебрегать данным правилом и подождать лишние пару минут, прежде чем глушить двигатель. Ремонт турбины - штука недешевая! Кроме того, из-за прекращения подачи масла к турбине, какое-то время этому узлу придется работать в режиме масляного голодания. А скорости вращения там немаленькие - до 200-250 тыс. об/мин. Это также не способствует увеличению срока службы турбины.
Но вот на современных моторах выполнение данного правила носит скорее рекомендательный характер, ведь особого вреда, даже если заглушить мотор сразу после остановки, не будет. Почему? Во-первых, в современных моторах существенно уменьшена инерционность турбин, то есть время их самостоятельного вращения до полной остановки значительно меньше, чем у их предшественников. Следовательно, и время, когда турбина испытывает масляное голодание, сокращено до минимума. А во-вторых, в современных турбомоторах улучшена система смазки: она попросту более мощная, нежели у атмосферных двигателей. Таким образом отвод тепла производится намного быстрее, что сокращает вероятность сгорания масла на турбине. Однако лишним дать поработать даже современному турбомотору на холостых оборотах перед глушением точно не будет: турбина скажет "спасибо" долгой и беспроблемной эксплуатацией!
Если статья оказалась полезной, подпишитесь на канал и ставьте "палец вверх".