Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Хронология событий Рождества

Полотна, посвященные Рождеству Христову, рассказывают не только о вечере появления на свет Младенца, но и о событиях, происходивших накануне этого момента и сразу вслед за ним. Изучим работы лучших мастеров Ренессанса и Нового Времени.

Вифлеемская звезда и путешествие волхвов

Первыми о будущем рождении Христа узнали восточные мудрецы – волхвы. Об этом им возвестила появившаяся на небосклоне чудесная звезда. Снарядив караван, они отправились в далекое путешествие и прибыли в Иудейское царство как раз накануне Рождества.

Сассетта. Путешествие волхвов, ок. 1433–35. Метрополитен музей (Нью-Йорк)
Сассетта. Путешествие волхвов, ок. 1433–35. Метрополитен музей (Нью-Йорк)

Писать на эту тему особенно любили художники Возрождения. На их полотнах волхвы едут в красочных процессиях, окруженные множеством слуг, придворных и шутов. Их одежды не восточные, а скорее роскошные наряды европейской знати того времени. Вифлеемская путеводная звезда необязательно сияет в небесах – например, на картине Сассетты она блуждает низко над землей, будто шаровая молния.

Перепись в Вифлееме

Младенец родился в Вифлееме, хотя Иосиф и жена его Мария были жителями Назарета. Супруги были вынуждены покинуть этот город, несмотря на то, что Мария была уже на сносях: римская администрация издала указ о переписи населения, причем не по месту жительства, а «по коленам», то есть по месту происхождения. А поскольку Вифлеем был родиной не только для Иосифа, но и для множества других приезжих, остановиться на ночлег оказалось сложно. У супругов оставался только один вариант – переночевать в хлеву.

Петер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566. Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)
Петер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566. Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)

Самая известная картина на сюжет переписи создана Питером Брейгелем Старшим. Святое Семейство жило в Иудее, покоренной Римом, а Брейгель – в Нидерландах под властью Испании. Поэтому и евангельская история на его картине разворачивается в засыпанной снегом голландской деревушке, среди крестьян, написанных с натуры. В этом «Вифлееме» играют в снежки и катаются на коньках, что, конечно, было немыслимо в настоящем еврейском городке. Но Мария в поисках ночлега, как и положено, едет верхом на ослике.

Волхвы перед Иродом

Тем временем волхвы прибыли в Иерусалим – резиденцию иудейского царя Ирода Великого. Мудрые звездочеты добились у него аудиенции и спросили, знает ли он, где родившийся будущий Царь Иудейский (то есть Мессия), предполагая, что наверняка они связаны родственными узами. Ирод встревожился из-за новости о потенциальном сопернике, но вида не подал, принял волхвов вежливо и попросил сообщить ему, если они узнают что-то новое.

Неизвестный художник. Три волхва перед Иродом. Начало XV века. Музей Средневековья (Париж)
Неизвестный художник. Три волхва перед Иродом. Начало XV века. Музей Средневековья (Париж)

Хотя в Священном Писании не указано, сколько было волхвов, католики традиционно считают, что их было трое. Также ничего не написано о том, что они был царями – однако на Западе их называют именно так, «магами-королями». Поэтому часто в сцене встречи волхвов с Иродом все четверо изображались в коронах, как на этом средневековом французском витраже.

Благовестие пастухам

В полях неподалеку от Вифлеема пасли свои стада пастухи. Ночью им внезапно явился ангел. Он сообщил о рождении Спасителя и рассказал, где найти Младенца. Считается, что пастухи удостоились такой чести, потому что были просты и незлобивы, как праотцы-патриархи.

Жюль Бастьен-Лепаж. Благовестие пастухам. 1875. Национальная галерея Виктории (Мельбурн)
Жюль Бастьен-Лепаж. Благовестие пастухам. 1875. Национальная галерея Виктории (Мельбурн)

Этот эпизод нечасто встречается в живописи, зато он достаточно популярен в средневековых иллюстрациях к рукописям. Художникам-монахам очень нравилось выписывать золотой краской сияющего ангела, противопоставляя его простолюдинам. Картина французского академиста Бастьена-Лепажа написана в конце XIX века, на заре стиля модерн, когда снова стало модно писать золотом.

Рождество

Мария родила Иисуса темной ночью в хлеву, среди коров и овец. Первой колыбелью Младенца стали ясли – кормушка для животных, куда Мария положила спеленатого ребенка.

Рождество. Ок. 1473-1475. Колумбийский музей искусств (США)
Рождество. Ок. 1473-1475. Колумбийский музей искусств (США)

Хотя посвященные этому картины традиционно называются «Рождество», сам момент родов они, конечно, не изображают. На самом деле точное название подобных сцен – «Поклонение Младенцу». Мария и Иосиф, стоя на коленях, склоняются перед новорожденным, сложив руки будто для молитвы. На картине Боттичелли компанию им составляет мальчик – Иоанн Креститель (по западным легендам он – двоюродный брат Иисуса). В небесах поют ангелы. К хлеву приближаются пастухи.

Поклонение пастухов

Пастухи отправились разыскивать Младенца, и обнаружив семью там, где им было указано ангелом, поклонились Христу, а также рассказали Марии и Иосифу о слова небесного посланника.

Жорж де Ла Тур. Поклонение пастухов. Ок. 1645. Лувр (Париж)
Жорж де Ла Тур. Поклонение пастухов. Ок. 1645. Лувр (Париж)

Особенно часто иллюстрировали этот сюжет художники-караваджисты XVII века, для которых нищие, пастухи и крестьяне были излюбленными натурщиками. А тот факт, что Поклонение пастухов – одна из немногих сцен, совершенно точно происходивших ночью, позволял подчеркивать игру света и тени. Для обожавших этот прием последователей Караваджо, к которым относится автор этой картины Жорж де Латур, это было большим плюсом истории.

Поклонение волхвов

Побывав у Ирода, волхвы отправились дальше, вслед за Вифлеемской звездой. Она шла по небосводу и остановилась точно над хлевом. В этом полуразвалившемся строении мудрецы преподнесли Младенцы благовония и золото, привезенные из дальних краев (вот он откуда, обычай рождественских подарков).

Петер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. 1626-1629. Прадо (Мадрид)
Петер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. 1626-1629. Прадо (Мадрид)

Эта история тоже нравилась мастерам XVII века, только не караваджистам, а представителям другого направления – школы Рубенса, обожавших пышность, роскошь и яркость. Писать восточных царей для них явно было интереснее, чем грязных пастухов. Заметьте, волхвы на картинах никогда не похожи друг на друга. Они различаются по возрасту – как символическое изображение молодости, зрелости и старости. Один из волхвов обычно африканец, другой азиат, а третий европеец – то есть они иллюстрируют и разные расы.

Сон Иосифа

Во снах, которые видит Иосиф, Господь устами ангела являет ему свою волю. Первое важное известие Иосиф получил, когда узнал, что его жена беременна не от него и пожелал «тайно отпустить ее». Тогда во сне ангел явился ему в первый раз, запретив прогонять Марию. Во второй раз ангел явился Иосифу именно после Рождества, предупредив, что нужно бежать, потому что Ирод, испуганный новостью волхвов, решил убить всех новорожденных (устроить Избиение младенцев).

Даниэль Креспи. Сон Иосифа. 1620-е. Музей истории искусства (Вена)
Даниэль Креспи. Сон Иосифа. 1620-е. Музей истории искусства (Вена)

Ангел будет являться Иосифу во снах и в будущем. Отличить иллюстрацию сюжета именно о втором сне очень просто: на заднем плане должна быть написана Богородица с Младенцем – как на картине Даниэля Креспи.

Бегство в Египет

Иосиф послушался ангела, посадил Марию с Младенцем на ослика и покинул Вифлеем. Они отправились в Египет – туда, где их не смог бы отыскать Ирод Великий. В Иудее же развернулось Избиение младенцев – зрелище настолько жестокое, что полотна на этот сюжет накануне праздника рассматривать совсем не хочется.

Неизвестный иконописец Критской школы. Бегство в Египет. Конец XV века. Музей Бенаки (Афины)
Неизвестный иконописец Критской школы. Бегство в Египет. Конец XV века. Музей Бенаки (Афины)

Картины про бегство в Египет были очень популярны. Живописцы с удовольствием изображали пейзажи, на фоне которых мать с ребенком перемещались верхом, или семью на привале. А вот увидеть подобную икону, а не картину – непривычно, ведь в православной иконописи такого канона не существует. Дело в том, что эта икона написана на Крите, «осколке» Византийской империи, оказавшемся под властью Венецианской республики. Мастера древней школы теперь работали на католического заказчика и писали на его темы – но своему стилю не изменяли. Обратите внимание на падающих золотых человечков в правой части. Согласно Арабскому евангелию детства Спасителя, это языческие идолы, которые пали со стен египетского города при приближении Иисуса – в знак того, что с рождением Христа наступил новый мир.

Не забываем, что лучший подарок на Новый Год человеку, которому вы хотите подарить несколько бессонных ночей и много совершенно ненужной эрудиции это мои книги: «Омерзительное искусство» либо же «Апокалипсис в искусстве». На Озоне, на Лабиринте.