Сергей Кистанов
Красноярский буддийский центр Алмазного пути стал первым центром Карма Кагью, на крыше которого установлено серто (другое название – ганжир) – традиционный элемент буддийской архитектуры.
Церемония
30 августа 2011 года, около пяти часов пополудни, в Красноярске было прохладно и пасмурно. Ветерок, бесцельно гулявший по городу с самого утра, почувствовал себя хозяином на возвышенности, где находится здание буддийского центра, и то и дело напоминал присутствующим про теплые вещи. Народу было человек триста. В ожидании лам люди неспешно передвигались туда-сюда по двору и около, поглядывая то на город – у БЦ открывается замечательный вид, – то на пустую сцену, обращенную к зданию.
Вышли ламы. Зрители быстро заполнили двор. «А тибетские дудки будут?» – спросила сидящая на заборе девушка, глядя на сцену. «Дудок» видно не было. Начал накрапывать дождик.
Включили микрофон. Шераб Гьялцен Ринпоче выразил радость по поводу того, что ему удалось приехать и поучаствовать во всех мероприятиях, после чего рассказал о сути и назначении серто. Затем Лама Оле отметил важность события: «Среди многих центров Алмазного пути, кроме красноярского, я знаю только один, у которого есть серто, – копенгагенский. И там оно намного более простое… Вы проделали замечательную работу, и я думаю, что ваш центр является наиболее организованным в мире… поэтому я решил, что второе серто должно быть установлено здесь».
«Дождь – тоже знак благословения, знак того, что хорошие энергии сходятся вместе. Я только надеюсь, что эти энергии не будут слишком сильными», – пошутил Оле. В знак солидарности с мокнущими зрителями он вышел из-под тента под дождь и сел возле сцены.
Начали церемонию. Ветер усилился. Шерабу Ринпоче помогали сопровождающие его в поездке монах и монашка. В церемонии также участвовали специально приехавшие из Бурятии лама Цыван, первый настоятель Кижингинского дацана, ученик Лопён Цечу Ринпоче и самого Шераба Гьялцена, и управляющий Ацагатским дацаном лама Тарба.
Солнце решило выйти из ретрита и составить компанию дождику. В небе летали ястребы. Соседи выглядывали в окна и выходили на улицу, некоторые даже отваживались зайти на территорию буддийского центра, чтобы посмотреть на поющих лам. В ходе церемонии ламы несколько раз обошли вокруг здания центра, а в конце поднялись на крышу, на самый верх, к серто. Все прошло радостно, спокойно и по-домашнему, как бывает, когда большая семья собирается на праздник. «Наверное, мне еще только предстоит осознать масштаб и значение этого события», – заметил кто-то из бывалых буддистов.
Эпизод 1. Поезд
Ночь. Красноярский вокзал. Поезд. Купе Ламы Оле Нидала. Пятеро буддистов будят своего учителя, чтобы получить рекомендации по строительству здания красноярского буддийского центра. На дворе 2003 год, и здание существует пока только в виде чертежей и идей. В процессе переговоров Лама предлагает установить на крыше серто (а не ступу, как предполагали некоторые).
«Конечно, о серто тогда никто ничего не знал, – рассказывает Ира Гридинберг. – В течение последующих шести лет народ занимался стройкой, в 2009-м дом почти готов – вопрос установки серто снова стал актуальным. В том же году Кармапа собирался приехать в Россию, и мы решили найти в туре кого-нибудь, кто мог бы как-то посодействовать воплощению этой идеи.
По инициативе Андрея Поломошнова, спонсора и вдохновителя, мы нашли в Улан-Удэ мастеров, которые имели опыт изготовления серто для бурятских дацанов. Но потом Кати Хартунг посоветовала обратиться к ламе Шерабу Ринпоче, который вскоре должен был приехать в Европу. Виктор Кимберг и Павел Молокоедов поехали в Европа Центр, рассказали о проекте Ринпоче, и он согласился помочь. Витя потом еще долго вел переговоры. К зимнему туру были собраны деньги. Ринпоче заказал серто в Непале, в мае 2010 года оно было готово. С доставкой очень помог Михаил Кочергин, он как раз отправлял свой груз из Непала и прихватил нашу посылку. Проделав долгий путь по морю, серто наконец-то добралось до нас в январе этого года».
Эпизод 2.Коробки из Непала
Оно приехало. Две огромные коробки в центре зала – уже интересно. Народ обступает кругом заморский груз и давай водить хоровод любопытства: ну ка, что там внутри? Скрипучий звук разрезаемого скотча вместо фанфар – и в воздухе запахло благословением. Теперь всем не терпится залезть руками в коробку, потрогать, прочувствовать, оно ли? Оно. Серто! Правда, в разобранном виде. «Ну, не везунчики ли вы?» – помнится, написала нам в письме Кати. Еще бы. Проект поддерживает сам Шераб Гьялцен Ринпоче – да-да, это он заказывал изготовление нашего ганжира в Непале, собрал драгоценные реликвии, давал рекомендации по архитектуре надстройки на крыше.
Аккуратно достаем из коробок части этого неведомого медного чуда: какие то огромные «лотосы», «колокола», «кольца»… К сентябрю нужно выстроить маленький домик на крыше центра – надстройку. Из двух предложенных нами вариантов домика – 8- и 4-угольного – Лама Оле выбрал квадратный как более подходящий к архитектуре здания.
Эпизод 3.Чистая медь
«Зачем же вы трогали серто голыми руками и лбами? Это же медь, она быстро окисляется! Пожалуйста, только в перчатках!» – укоризненно смотрит на нас Светлана Беляева. Ну как зачем, мы же получали благословение. На рыжем металле видны темные пятна от пальцев, ладошек и лбов – теперь нужно отчистить их как можно лучше, так, чтобы заблестело серто как тульский самовар. «Вы трое, полируйте лотосы, вы двое, прокрашивайте грунтовкой вазу и трубу, а вы покрывайте внутри все эти формы золотой краской», – командует Света. На столе разложены баночки, тряпочки, кисти. В гомпе пахнет растворителем и розами. Высушенные лепестки цветов тоже ждут своего часа, они будут заложены в серто вместе с реликвиями.
Полируем, красим, перекладываем, примеряем, обсуждаем. Обсудить нужно много чего: приехать-то ганжир приехал, а как крепить его части между собой и всю конструкцию к домику – задача непростая, и решить ее предстояло быстро. Еще надо было придумать, как защитить все наполнение от сибирской влаги и морозов.
В результате долгих полуночных бесед Светы с героями красноярской стройки Алексеем Завадичем и Владимиром Молчановым появляется идея «усовершенствовать» все части серто и закрепить внутри дополнительные кольцеобразные формы. Такое решение позволит легко наполнить каждую часть в гомпе, там же загерметизировать и уже на крыше надеть все формы серто на несущую трубу. Тем самым повысится прочность всей конструкции и обеспечится большая герметичность каждого сегмента, а значит, и лучшая сохранность заложенных внутрь реликвий.
Сборку ганжира репетировали три раза, долго крутили-вертели выкованные вручную непальскими мастерами части, чтобы как можно лучше их подогнать друг к другу, ставили метки, фотографировали.
Когда Ринпоче увидел плоды труда нашего «комитета по чрезвычайным ситуациям», он был очень доволен. «Похоже, ты занималась этим не одну жизнь», – сказал Свете Лама Оле.
Эпизод 4.«Не забудьте поменять болт»
«Когда монтировали, ветер был шквальный – меня чуть не уносило, – делится впечатлениями Володя Молчанов. – Основание хотели посадить на пену, но Ринпоче сказал, что в Тибете его просто заливают изнутри бетоном, и мы его забетонировали. Остальные части крепили пеной и саморезами. Ринпоче понравилось, как мы закручивали шуруповертом саморезы, он внимательно смотрел и довольно кивал.
Дошла очередь до кольца над верхним лотосом – в этот момент как вихрь прилетает Лама Оле. Ринпоче поднес ему хадак, Лама Оле обмотал этот хадак вокруг опорной трубы и стал запенивать кольцо. Тут досталось Петру Калачину – Лама Оле случайно брызнул ему на рукав пеной из пистолета, сказал, что это благословение.
Приготовились ставить верхушку, Лама Оле достает монету и закладывает ее на уровне верхушки. Надо крепить, а сверла нет. Кто-то сбегал и принес самое тупое сверло, которое только было. Кое-как просверлили дырки, но на удивление болт вошел идеально. Я держал болт, а Лама Оле его закручивал. И вот Ламе Оле хорошенько так закрутил его, посмотрел со стороны, и говорит, мол, как так, такое красивое серто и такой некрасивый болт, надо поменять. Но другого болта не нашлось, решили подобрать красивый болт и закрутить позже. И когда Лама Оле уезжал, он напомнил, чтобы мы обязательно поменяли болт».
Послевкусие
Вечером, после медитации, мы сидим за столом на цокольном этаже красноярского БЦ. Перед Андреем Поломошновым стоит выбор: пока еще горячий суп или долгий разговор. Пожалуй, супчик может и подождать – столько впечатлений накопилось! Глаза Андрея загораются, и он начинает рассказывать «сагу о чудо-ганжире». А когда заканчивает, тарелка уже пуста. И то и другое, как говорит лама.
«То, что все условия сошлись и все получилось, – это, конечно, огромная наша удача, – красноярский защитник Дхармы довольно опускает печенье в чашку с чаем. – Когда стройка только задумывалась, некоторые смотрели на нас как на идиотов: тут взносы собрать проблема, а вы хотите отдельное здание построить. Не верили. А вышло так, что мы, по сути, построили два центра: первый – на физическом уровне, здание, а второй – Сангха. За время строительства мы повзрослели, центр стал лучше функционировать, развитие есть у всех, и оно заметно всем. Мы стали настоящей семьей. Я уверен, что серто усилит эту объединяющую энергию».
It’s beautiful!
«Когда нужно покрывать серто золотом, до или после монтажа?» – думали мы в процессе подготовки. Однако Ринпоче посоветовал не золотить башенку сейчас, а установить ее и подождать год. Во-первых, люди должны привыкнуть к этой «штуке», во-вторых, за это время очищенная медь покроется защитной патиной – на нее и ляжет золото.
– It’s beautiful! Beautiful! – радостно кричал Лама Оле с крыши во время церемонии. Оно действительно очень красивое. Представляете, каким оно станет через год?
Что такое серто
Ганжир возводится не только для буддистов, но для всех существ, подчеркнул Ринпоче. Функция ганжира – накопление и распространение энергии, устранение различных неблагоприятных влияний, болезней и других проблем, которые могут возникнуть в той местности, где он устанавливается.
«Мы в Копенгагене сразу почувствовали ту пользу, которую приносит серто», – сказал Лама Оле. В буддийских странах серто сооружается только на крышах дзонгов (крепостей), монастырей и королевских дворцов. Например, в Бутане большая часть упомянутых строений имеет серто. Знаменитый монастырь Румтек в Индии также увенчан золотой башенкой.
Конструкция шпиля представляет собой что-то вроде пирамиды из кольцеобразных элементов: круглое основание, на нем лотос с 14 лепестками, колокол, на колоколе лотос с 8 лепестками, ваза, навершие в форме капли.
Серто является символом всех Трех колесниц Учения Будды – Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны – и содержит различные виды наполнения, включая реликвии тела, речи и ума Будд. Для красноярского серто Ринпоче собрал особые реликвии, в том числе от Будды Кашьяпы. Как и в статуях, в серто находится сокшин – «древо жизни», на котором написаны слоги и мантры пяти Дхьяни-Будд.
Основные правила приготовления «древа жизни» были описаны самим Буддой. Большая и малая формы лотоса заполнены текстами Кангьюра, подаренными ламой Тарбой. Кангьюр – это прямые слова Будды, собрание всех его изречений, содержащее 84 000 поучений. Именно этот текст был в свое время проверен и одобрен к переизданию Его Святейшеством Кармапой XVI в Дерге (Тибет). И сейчас эту версию буддийского канона называют «Кангьюр из Дерге».
Кроме того, в красноярское серто заложены рулоны с мантрами, земля из святых мест, а также кристаллы, лекарственные травы и лепестки цветов, собранных во всех уголках России.
Опубликовано в журнале «Буддизм.ru», N 20, 2012 г.
Подробнее о буддизме вы можете узнать на сайте www.buddhism.ru