Найти тему
26,1K подписчиков

Как иномарки прорвались через границу

Иномарки одержали убедительную "победу" над нашемарками в российском легковом автомобильном парке.

Российский парк легковых автомобилей, насчитывающий более 42 млн транспортных средств чрезвычайно разнообразен. Он состоит как из автомобилей отечественных марок, в том числе тех, которые ушли в историю, так и огромного числа легковых автомобилей зарубежных марок, имеющих разное происхождение: импортные подержанные, импортные новые автомобили, а также тех, которые собраны на предприятиях, расположенных в РФ. Таких более 9 млн. штук, или 22% парка.

Структура российского автопарка
Структура российского автопарка

«Шпион» по имени Луи

Сегодня уже мало кто помнит, каким был отечественный рынок и автопарк легковых автомобилей в самом начале прошлого десятилетия, когда хронологически начался процесс иномарочной «экспансии».

Напомним, тогда на рубеже веков население РФ имело очень низкую покупательную способность: оно только начинало отходить от шока 90-ых, что и определяло спрос на внутреннем авторынке. Продажи новых иномарок были минимальны, а доминировала продукция отечественной марки Lada. Объем продаж отечественных автомобилей в год составлял около одного миллиона штук. Это был феномен – бедное население после мощнейшей девальвации национальной валюты в результате дефолта августа1998 года покупало дешевые по мировым меркам автомобили.

Для изучения данного явления, в Москву прибыл руководитель альянса Renault-Nissan Луи Швейцер, который хотел подробно разобраться в сложившейся ситуации. Он посетил салоны дилеров и авторынки, где продавались подержанные автомобили. В результате данного изучения родился «проект 5000» - бюджетного автомобиля для развивающихся рынков стоимостью не более 5 тыс.у. е., известный ныне как Dacia Logan.

Dacia Logan в РФ известна под маркой Renault
Dacia Logan в РФ известна под маркой Renault

Как наши сдавали позиции

Если проанализировать состояние отечественного автопарка легковых автомобилей в историческом разрезе, то непредвзятый анализ обнаружит кардинальные изменения его структуры. Так, в 2005 году автопарк легковых автомобилей в Российской Федерации составлял более 25 млн штук, из которых на иномарки приходилась 25%, или порядка 6,5 млн штук. Сегодня парк вырос практически вдвое и составляет 42,2 млн автомобилей. Но еще быстрее, чем парк в целом, росло количество иномарок. Их сегодня насчитывается около 25 млн.

Иномарки одержали убедительную "победу" над нашемарками в российском легковом автомобильном парке.-4

Лавинообразный рост числа иномарок начался в прошлом десятилетии. Годовые объемы продаж новых иномарок взлетели в 24 раза (!) с 85 тыс. штук в 2001 году до двух миллионов в конце десятилетия. Затем произошел спад продаж. Но рынок иномарок быстро восстановился в течение 2011-2012 гг, достигнув и превысив 2-миллионный уровень.

Это был своеобразный рекорд, о котором теперь с ностальгией вспоминают официальные дилеры иномарок.

Иномарки одержали убедительную "победу" над нашемарками в российском легковом автомобильном парке.-5

Подержанные «разорвали» рынок

Но картина будет неполной, если не отметить такой факт, что в прошлом десятилетии высоким был также объем импорта подержанных иномарок, внесший свою лепту в «иномарочную» трансформацию автомобильного парка РФ.

В иные годы прошлого десятилетия границу РФ пересекало по полмиллиона подержанных зарубежных автомобилей.

Иномарки одержали убедительную "победу" над нашемарками в российском легковом автомобильном парке.-6

Направления хорошо известны. Праворульные б/у японские автомобили привозили из страны восходящего солнца, а экспансия подержанных «европеек» шла с западного направления. Таким образом, за небольшой временной период в Российской Федерации случилась «иномарочная» революция.

Иномарки одержали убедительную "победу" над нашемарками в российском легковом автомобильном парке.-7

Впрочем, следует отметить такой факт. В дальнейшем, в течение нынешнего десятилетия кардинально изменились источники пополнения отечественного парка иномарок.

Импорт новых и подержанных автомобилей уступил количественное первенство иномаркам, произведенным на сборочных мощностях внутри страны, созданных зарубежными автоконцернами. И в последнее время прирост иномарок происходит за счет автомобилей локальной сборки.

источник