Найти в Дзене
Cай-фай ревью (SFR)

"Апгрейд" жанра: как сценарист "Пилы" переизобретает sci-fi боевик в 2018 году

Оглавление

В фильме "Апгрейд" (2018) не найти ни "причудливого" ужаса new wierd, ни диковинки трэша. В фильме нет многомиллионных компьютерных спецэффектов: бюджет копеечный по сравнению с блокбастерами 2018 года. Да и актёры широкой публике не известны.

Тогда почему критики и зрители нахваливают фильм Ли Уоннелла?

Плакат отражает двойственность образа героя "Апгрейда".
Плакат отражает двойственность образа героя "Апгрейда".

"Апгрейд" бросил вызов клиповости фантастических блокбастеров и тенденциям к усреднению, когда делают манную кашу со взрывами и пафосом, которая в теории должна понравится и школьникам, и их дедушкам.

"Апгрейд" — это и про поклон вырождающемуся "злому" научно-фантастическому боевику и триллеру 80-х с насилием, жестокими поворотами в судьбах героев и самыми пессимистическими прогнозами техноалармистов.

Получилось что-то между: не блокбастер и не трэш категории B. В истории без голливудских звёзд отличная, "дорогая" картинка и спецэффекты на уровне, не разваливающийся сюжет и, самое главное, атмосфера своего, а не опопсевшего киберпанка.

I Always Asked for This.
I Always Asked for This.

Уоннелл до этого зарекомендовал себя как актёр и сценарист в серии фильмов ужасов "Пила" и "Астрал". Стилистика его прошлых работ нашла место и в "Апгрейде", как и референсы к самой жуткой и интересной фантастике моего детства — "Видеодрому", "Робокопу" и "Терминатору".

Так о чём "Апгрейд"?

Главный герой фильма Грей Трейс (Логан Маршалл-Грин до этого отличился в "Прометее") живёт с женой Ашей в умном доме, под завязку набитом автоматикой. Его супруга работает в крупной компании и использует блага технологического прогресса по полной.

Умный дом, умный стол, умные машины, умная еда. Зачем тут люди?
Умный дом, умный стол, умные машины, умная еда. Зачем тут люди?

Грей же занимается восстановлением старых автомобилей, отказываясь от использования любой передовой техники, в том числе от имплантов.

Однако во время совместной поездки автопилот машины его жены выходит из строя. Грей и Аша, находящиеся в беспомощном состоянии после аварии, становятся жертвами нападения четырёх аугментированных бандитов. Они убивают Ашу на глазах у Грея, а ему самому ломают позвоночник.

Грей даёт выход эмоциям редко, но очень удачно и сильно.
Грей даёт выход эмоциям редко, но очень удачно и сильно.

Главный герой становится инвалидом, полностью парализованным ниже шеи. Теперь его всё время будут окружать ненавистные ему автоматы и манипуляторы. Его состояние ухудшается на фоне заглохшего расследования нападения.

Однако один из его бывших клиентов предлагает установить ему "Стэм" — экспериментальный имплант с искусственным интеллектом, который восстановит нервную проводимость, вернёт Грею контроль над собственным телом и позволит взять расследование в свои руки.

Прекрасное далёко

"Апгрейд" ладно скроен, это чувствуется буквально на каждом шагу. Сюжет без явных ляпов рассказывает историю технофоба в недалёком технологическом будущем, и каждый элемент картины играет на это.

Уоннелл заигрывает со штампами, но рассказывает о них по-новому, по своему, как это сделал, например, несколько лет назад Алекс Гарленд в "Из машины".

Сцен жестокости в фильме достаточно, но чувство стиля не дало режиссёру скатиться в трэш.
Сцен жестокости в фильме достаточно, но чувство стиля не дало режиссёру скатиться в трэш.

Однако фильм Гарленда — камерная фантастическая притча о создателе и его творении, тогда как Уоннелл сделал на коленке качественный экшн, подающий основную идею через собственные изобразительно-выразительные средства.

Кстати, о киноязыке "Апгрейда" и использованных в фильме приёмах повествования с помощью камеры интересно рассказал режиссёр монтажа Александр Рыбаков.

Том Харди на минималках

Хочется отметить игру Маршалла-Грина. Рецензенты сравнивают "Апгрейд" с вышедшим в конце прошлого года "Веномом", и по ряду причин это справедливо.

Дело в том, что огромную часть сюжета в обоих фильмах тащит на себе диалог главного героя со своим "тёмным" внутренним Я: в "Веноме" это разговор заносчивого журналиста Эдди Брока с инопланетным симбиотом, в "Апгрейде" — Грея и "Стэма". Два героя ужасно похожи внешне, что только усиливает эффект. Для российского зрителя сравнение напрашивается ещё больше, так как обоих героев дублировал Илья Исаев.

Логан Маршалл-Грин и Том Харди.
Логан Маршалл-Грин и Том Харди.

И что в итоге? Единственное, что вообще есть хорошего в "Веноме", это игра Харди. Всё остальное — детсадовские конфликты, возня убогих персонажей, куцый монтаж и возникшие из-за этого сюжетные пробелы, отгрызание голов за кадром, ну и главное разочарование, конечно, сам Веном. Слушать, как Брок уговаривает инопланетного монстра не есть собачку, всё равно, что смотреть детский мультик про приручение непослушного дракончика.

Предполагалось, что "Веном" будет взрослой историей Брока о борьбе со своей самой худшей стороной, преодолением себя и своих пороков, а Веном — чудовищем, грозным и смертельно опасным врагом Человека-паука.

"Апгрейд" — это то, каким многие зрители, такие как я, хотели бы видеть "Венома". Тут Маршалл-Грин не уступает Харди, показывая зрителю и чувство потери любимого человека, и ощущения от дарованных "Стэмом" возможностей, и яростный запал смертельной схватки.

"Апгрейд" работает на старых историях о внутренней борьбе, но делает это по-своему, по-новому, не забывая о том, как подобные фильмы работали раньше и за что их любили.

Когда-то Уоннелл и Джеймс Ван переизобрели хоррор. Надеюсь, что на "Апгрейде" Уоннелл не остановится.

Что не понравилось

Усы Фиска. В некоторых моментах они меня ужасно смешили. Атмосферу не нарушали, но всё же. Ну это, конечно, мелочи.

Может, это намёк, что идеи Фиска о превосходстве новой расы мы уже где-то слышали?
Может, это намёк, что идеи Фиска о превосходстве новой расы мы уже где-то слышали?

Больше не за что ругать фильм.

Вам понравится "Апгрейд", если вы

  • любите киберпанк, но хочется свежего глотка в узком жанре, нового взгляда;
  • хотите посмотреть не глупый трэш, а "злой" и умный боевик;
  • выросли на фильмах Кроненберга и были без ума от "Терминатора", но вам уже не 12 лет и хочется чего-то посовременнее;
  • хотите узнать, как выглядит бюджетный фильм с отличными спецэффектами и не очень известными, но хорошими актёрами;
  • до сих пор расстроены просмотром "Венома".

8 киберимплантов из 10 за крепкий боевик, стильное и пугающее будущее, а также клишированный, но творчески обработанный сюжет.