Одно из впечатлений, которое я получил недавно, когда говорил с друзьями из дзен о практике, - это определенное отношение к дыханию в дзадзэн. Для краткости и просто для удовольствия я хотел бы назвать это «самурайским дыханием». Я думаю, что это берет свое начало в боевых искусствах.
«Самурайское дыхание» делается следующим образом: нужно сильно надавить на исходящее дыхание, сосредоточиться на хара (солнечное сплетение) и при этом отодвинуть любые мысли, чувства, ощущения, которые мешают, разбивая их, как каратист разбил бы их рукой через кирпич.
Если вы будете практиковать таким образом, это даст вам ощутимое чувство силы, например выигрыш в споре(в первую очередь, с самим собой), а также даст вам ощущение движения в стремлении к цели (например, в выплате ипотеки). Этот тип напряжения дзадзэн создает героическую борьбу в системе дзадзэн и чувство, что вы очень стараетесь, но в конечном которое приводит вас к самоуничтожению.Это часть процесса обучения, мы должны пройти через эту борьбу, прежде чем поймем, что это не продуктивно.
Когда я вижу людей, практикующих подобную практику, я мысленно представляю, как кто-то на велотренажере бешено крутит педали, полагая, что так они доберутся до своей цели. Затем я представляю, как кто-то подходит к ним и шепчет на ухо: «Извините, не важно, насколько быстро вы крутите педали, вы никуда не приедете на этом велосипеде». Это похоже на полировку плитки, когда человек верит, что еслиполировать достаточно усердно, то оно станет зеркалом. Человек не станет Буддой через годы и годы дзадзэн, пока не осознает, что все мы Будда с самого начала.
В конце концов, «дыхание самурая» оказывается концептуальным дыханием, фиксированным представлением о том, каким должно быть дыхание, в отличие от дыхания Дао, которое открыто и просто приходит и уходит само по себе. Когда наше дыхание пытается соответствовать некоторому концептуальному образцу того, как мы должны дышать, мы вмешиваемся в него и теряем связь с самим собой. Ум / воля должны брать свое руководство от дыхания, а не дыхание, берущее свое руководство от ума / воли. Когда ум / воля берет свое руководство от дыхания, тогда ум / воля и дыхание находятся в гармонии.