Найти в Дзене

Подлинная история Стерлитамака

Оглавление

Иршат ЗИАНБЕРДИН

КЛАССИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ СТЕРЛИТАМАКСКИХ ЗЕМЕЛЬ.

Перейдем к заметкам об официальной истории Стерлитамакской земли.

История современного города Стерлитамака берет свое начало в XVIII в. В 30-х гг. восемнадцатого столетия правительство Российской империи учредило почтовые станции (ямы) на пути от Уфы до Оренбурга. Одной из таких станций стал Ашкадарский почтовый ям. Для укрепления юго-восточных границ и дальнейшего освоения уральского региона оберсекретарем Правительствующего Сената Иваном Кириловым был предложен на рассмотрение проект о строительстве в устье реки Орь города-крепости Оренбурга. В дальнейшем предполагалось построить по Яику, Самаре и Сакмаре крепости, редуты и форпосты, которые составят единую пограничную линию. В проекте также отмечалось, что для управления Башкирией недостаточно одной Уфы, которая «так малолюдна, что сотой доли против башкирских людей в ней нет». Закрепив таким образом присоединение Башкирии, Россия получала доступ и к обширным и богатым землям. Проект И.К. Кириллова одобрил Сенат, и 1 мая 1734 г. Была дана его «Всемилостивейшая апробация». Оренбургская экспедиция отправилась на Яик через Казань и осенью 1734 г. прибыла в Уфу. В апреле 1735 г. экспедиция выехала из Уфы к устью реки Орь, прибыла туда в августе и заложила крепость. Помимо строительства крепости И.К. Кириллову предстояло также учредить связывающие Уфу и Оренбург почтовые станции на расстоянии одного дневного перехода друг от друга (20-30 верст). Одной из таких станций и стал Ашкадарский почтовый ям. Но не почтовые перевозки по Оренбургскому тракту определили будущее незаметной почтовой станции. Своим возвышением Ашкадарский ям обязан металлургическим заводам, которые в середине XVIII в. с небывалой быстротой начали строиться в горных районах Башкирии. Оказавшись в полукольце металлургических заводов, Ашкадарский ям превращается в заметный коммуникационный центр, связывающий административные и промышленные центры края. Это обусловило и выбор места для новой транзитной соляной пристани. Основателем соляной стерлитамак-ской пристани считают Савву Тетюшева (одни источники называют его самарским, другие — симбирским купцом). Он предложил заложить соляную пристань на реке Ашкадар у устья Стерли. Почтовый ям стал называться Ашкадарской пристанью, а с августа 1766 г. — Стерлитамакской.

Автор «Топографии Оренбургской губернии», изданной в 1762 г, историк П.И. Рычков писал: «Вверх по реке Белой, от Табынска сухим путем по большой к Оренбургу дороге, верст с 50, против Ашкадарс-кого яму, на той стороне упомянутой реки, имеется высокий курган, или гора, именуемая Ак-Тау (белая)... Сия гора с дороги, коя лежит из Оренбурга к Уфе, видна, и выше ее по всей дороге нет...»

Сохранились и другие документы по истории Ашкадарского яма. Уроженец г. Стерлитамака, краевед-любитель А.К. Трошин провел очень большую работу в Центральном государственном архиве в Москве по поиску исторических материалов, касающихся г. Стерлитамака, Уфы, Оренбурга и Соляной дороги. Свои «Выписки из документов Центрального Государственного архива древних актов по истории г. Стерлитамака» в 1992 г. он сдал на хранение в Краеведческий музей г. Стер-литамака. Вот одна из таких его выписок: «В 1758 году 13 июля деньги, собранные от продажи соли в Уфе, Бирске и Елдяцкой крепости 2835 рублей 11 копеек с половиной

отправлены с Петром Петровым и за „надлежащим конвоем всего 6 человек“. Кроме того добавлены деньги в Табынске соляного набору 571 рубль 95 копеек с половиной. На подводу следовало класть 15 пудов денег. Обоз с деньгами выехал из Уфы 27 июня 1758 года. 2 июля 1758 года начали путь по Ногайской дороге от Табынска до Якупкина деревни 7 верст. 3 июля Якупкина деревня — Куганакский ям, 16 верст; 4 июля Куганакс-кий ям — Ашкадарский ям, 23 версты; 5 июля Ашкадарский ям — Торский ям, 32 версты; 6 июля Торский ям — Бугульчанский ям, 33 версты; 7 июля Бугульчанский ям — Уральский ям, 23 версты; 8 июля Уральский ям — Тогус-Темирский ям, 26 верст; 9 июля Тогус-Темирский ям — Шарлацкий ям, 16 верст; 10 июля Шарлацкий ям — Ямангуль-чина деревня, 25 верст; 11 июля Ямангуль-чина деревня — Сакмара, 25 верст; 12 июля Сакмара — Оренбург, 25 верст. На перевозку денег из Уфы в Оренбург затрачено 24рубля 8 копеек. ...Эти „прогонные деньги“ записаны в [графу] расход на заплату в тетради, выданной Уфимской провинциальной канцелярией капралу Казанского драгунского полка Петру Петрову. ...Деньги за перевозку денег уплачивали за каждый день, проведенный в пути. Например, в пути от Куга-накского яма до Ашкадарского яма, находящихся на расстоянии 23 версты, платили на пятнадцать подвод один рубль команде старшины деревни Куганака Муслюма Ер-мекеева. в том он тамгу свою положил».

Возможно, что капрал Петр Петров перевозил среди других и монеты подобные той, которую можно рассмотреть на фото 34. (Фотография взята из каталога коллекции монет Елены Струковой). Эта монета-деньга 1735 года чекана выпускалась специально для казны экспедиции Кириллова. На юго-востоке Башкортостана древнее этой датировки других монет Российский Империи не зафиксировано.

На фото 35 вы видите образцы российских монет позднейшего чекана, собранных стерлитамакскими коллекционерами-ну-мизматами.

Итак, мы выяснили следующие факты истории города Стерлитамака в дороссийский период:

1) . Населенный пункт «^Лк1атак\\Биштамак» (современный Стерлитамак) существовал и во времена Хазарского каганата (639-1016 гг).

2) . Населенные пункты «Кизил» (сейчас в Оренбургской области), «Уйшик» (по всей видимости, «Ашкадарский ям»), «^Лк1атак\\Биштамак» (современный Стерлитамак), упомянутые в стихах Шейх-Мамая, существовали и в период Ногайского великого княжества (1549-1648 гг) и во времена Золотой Орды (1220-1520 гг).

3) . Древняя история города зафиксирована не только в русских и башкирских документах, но и в документах европейских народов, в частности шведских.

4). Река «Стерля» в древности называлась <^^к\\Ба-шак\\Уйшик» и название гидронима происходит от названия рыбы «стерлядь».

Вы можете сами убедиться в том, как много нового и интересного возможно узнать, если подходить комплексно, т.е. научно, к вопросу изучения истории родных земель, родного города, например, Стерлитамака или любого другого населенного пункта. Очень надеемся, что данная статья послужит толчком для изучения других фактов прошлого, которые до сих пор ждут своих добросовестных исследователей. Надеемся, что не только стерлитамакские краеведы будут помнить слова Н.А. Головкинского о том, что: «наука — не описание всего, что можно описать, а понимание общих свойств и взаимной связи явлений».