Ироническое выражение лица прославленного конструктора Сергея Ильюшина известно всему миру. На днях один либеральный "умник" сравнил эту особенность авиастроителя с вечно поднятой бровью американской звезды "фильмов для взрослых" Александры Грэй. Ну, такого исправить можно только одним методом. К сожалению, он глубоко незаконен.
А история этой вечно поднятой брови конструктора весьма любопытна. Дело в том, что бровь задрана из-за старого шрама после падения Ильюшина на самолёте. Причем, на самолёте не своей конструкции, а чертежей главного конкурента - создателя ЯКов Александра Яковлева.
Сохранились воспоминания, что Яковлев "коллегу" после такой посадки не пожалел. Напротив, позвонил на авиазавод и в яростных тонах Ильюшина отчитал. Да еще грозился и "носовой обтекатель" конструктору начистить за такие проделки!
Давайте вспомним как, из-за чего едва не подрались два знаменитых советских мастера небесных машин. Но прежде, напомним для молодёжи пару историй из жизни Яковлева и Ильюшина.
Трудно поверить, но если сегодня выйти на улицу у дверей какого-нибудь института и начать спрашивать студентов про Яковлева и Ильюшина... Не советую, в общем, такое делать. Сильные вызывает эмоции.
Потому как Яковлева если и вспоминают, то в лучшем случае как "мужика, который в пальто моется в душе" из "того самого кино, что родители смотрят каждый новый год". А уж по поводу Ильюшина и вовсе делают круглые глаза.
То, что Кожедуб - это героический гном по кличке Торин из кино про хоббитов, я вовсе молчу. А "Маресьев, кажется, в танцах со звездами на коньках выступал, да?". Всё хорошо, в общем, в наших Юнармиях с патриотическим воспитанием.
Отец советских ястребков
У Яковлева и Ильюшина разница всего двенадцать лет. По сути, оба конструктора из новой Сталинской плеяды гениальных инженеров, создавших едва ли не с нуля советскую авиацию.
Яковлев строил разное (даже вертолеты), но более всего прославился своими истребителями ЯКами начала Войны. По воспоминаниям многих советских лётчиков именно ЯКи, а чуть позднее машины Лавочкина оказались лучшими истребителями во фронтовом небе.
Была у Яковлева и сильная карьерная жилка. Пробился в наркомат, дорос до зама наркома авиапрома.
Многие молодые конструктора писали чуть ли не доносы на конструктора. Зажимает, мол, все проекты, кроме своих. Преувеличивали, конечно, но толика правды в их словах была.
И нюх имел бывалого аппаратчика. Когда в конце Войны сын Сталина написал отцу о больших партиях бракованных самолётов, которые гнали на фронт заводы, чтобы выполнить план, начались расследования.
Армейские командиры авиации и нарком получили большие неприятности. А вот Яковлев счастливо успел написать заявление об уходе с руководящей работы обратно в конструктора.
Ну и не отменяя таланта конструктора, упомянем такую вот подробность. Ходил Яковлев всюду с блокнотиком. И ко всем от Чкалова до Поликарпова приставал с вопросами.
Как познакомился со Сталиным? Какой он, Великий вождь? Как вёл себя, что сказал? И всё демонстративно писал, писал, писал.
Может искренне интересовался, кто знает. Про блокнотик - не выдумка, Яковлев сам про него написал и даже свои собранные рассказики о действующем вожде опубликовал.
Кстати и первые свои самолёты Яковлев назвал не в честь себя, как было принято у авиаторов. А в честь наркома Рыкова - АИРами. Получилось, правда, неудобно. Вскоре нарком попал в опалу и самолёты пришлось срочно переименовывать.
Штурмовик Ил-2 и стрелка осциллографа
Ильюшин, напротив, в политику не лез, занимался в своем КБ новыми машинами. Его главное творение - штурмовик Ил-2. Одна из лучших машин своего класса на следующие лет пятнадцать!
Именно замечательные качества этой машины породили у либералов некоторые идиотские легенды. Очередную нам поведала буквально недавно известная сочинительница, "стрелка осциллографа" Юлия Латынина.
В эфире дама сообщила, что Резун (который прикрывается именем великого полководца Суворова) прав. Что Сталин готовился напасть на Европу и немцы едва-едва упредили ужасный удар советских армад.
А потому СССР делал только наступательное вооружение, например, легендарный штурмовик Ил- 2. А дальней авиации не имел вовсе, сообщает Юлия. Это ведь штука оборонительная!
Что сказал бы на это маршал Голованов, создатель грозной АДД - Авиации дальнего действия, которая бомбила Берлин еще в 1941 году? Затрудняюсь даже предположить.
Мужчиной Ильюшин был лихим. Мог и разогнать в три последних народных этажа нерадивого конструктора. Мог и встать горой на защиту толковой идеи молодого инженера.
Сквозь тьму и туман
В апреле 1938 года конструктору нужно было срочно прибыть на авиационный завод в Воронеж. Там возникли сложности с изготовлением отдельных элементов управления.
Москва погоды не давала, туман - не взлетишь, не сядешь. А лететь надо позарез.
Ильюшин берет риск на себя. Из ангара своего КБ выгоняет тестовый УТ-2 конструкции Яковлева, сажает рядом заводского инженера и сам берет штурвал в руки.
Как на этой легкой, не годной для дальних перелётов машине они одолели без малого шестьсот вёрст - загадка. Ночью, в условиях нелётной погоды, без карт и диспетчерского сопровождения!
Летели полночи, не как сейчас когда комфортабельный Сааб или Суперджет доносят пассажиров на это же расстояние минут за сорок. В какой-то момент кончилось всё - удача, горючее, ресурс двигателя. Слабосильный мотор встал и пришлось садиться экстренно уже недалеко от завода.
Сели жестко, разломали самолёт и побились сами. Именно после той посадки врачи оставят Ильюшину на всю жизнь шрамом знаменитое ироническое выражение.
Утром на заводе по телефону его отыскал разъяренный Яковлев. Тот грозился изуродовать Ильюшину и вторую половину лица.
Год-то какой, обстановка! 1938 год, кругом истерия, враги народа, настоящие и мнимые. А тут такое! Едва не лишили страну ценного конструктора! Может, натуральное вредительство?
А кто конструктор горе-самолёта? Правильно, товарищ Яковлев. Ату его, ату!
Обошлось. Страхи Яковлева оказались беспочвенными. А вот соперничество талантливых конструкторов осталось.
Сталин, кстати, на эту историю все-таки отреагировал. По-своему. Мораль читать взрослым дядькам не стал. Зато выпустил приказ.
Приказом строго воспрещалось главным конструкторам подниматься в воздух самостоятельно. Только пассажиром при опытном пилоте-профессионале. И только с разрешения диспетчерской аэропорта. Нужны были СССР талантливые конструктора, потому и берегли их изо всех сил.
Так что не слушайте байки Солженицына и Шаламова про шарашки, в которых гнобили и уничтожали инженерные кадры. Всё было, мягко говоря, не совсем так.