Найти тему
Московские истории

Новый Арбат: настоящие москвичи рождались здесь

Его либо любят, либо терпеть не могут. Он возник на карте города в конце 60-х годов - кусок «дикого Запада», с витринами, огнями, ресторанами, барами, магазинами. За пол с лишним века Эльдорадо порядком пообтрепалось, но праздничную суть старается сохранить. Так что нам показалось вполне логичным выбрать в преддверии Нового года именно этот маршрут.

Итак, 60-е годы. Сталинские серые монументальные гиганты-здания давно уже намертво вписались в картину города, идет период хрущевских преобразований. Первым делом на ум приходят хрущовки – пятиэтажки, нынче отжившие свой век. Но тогда и они были огромным событием, гигантским шагом вперед. Помню восторженные рассказы знакомых, получивших квартиру в Черемушках: никаких соседей на кухне, своя, отдельная сидячая ванна! Но, как и каждый правитель, Хрущев хотел себя запечатлеть и в дворцах. Так появился в Кремле Дворец съездов, революционный по тем временам кинотеатр «Россия» на Пушкинской. Архитекторы впервые использовали в нем большие стеклянные поверхности – стекло тогда в мировой архитектуре было модным. После этот прием позже вовсю эксплуатировался при проектировании Нового Арбата, тогда – Проспекта Калинина.

-2

Прокладка магистрали, соединяющей Кремль с районом правительственных дач, предусматривалась еще генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Помещала война. Воплощать в жизнь замысел досталось Хрущеву. Первоначально планировалось на этом месте построить подземную скоростную автодорогу, а сверху разместить пешеходную зеленую зону, но генсек посчитал этот проект слишком дорогостоящим.

Девизом Хрущева было: «Догнать и перегнать Америку!». Поэтому вполне логично поверить, что на облик Нового Арбата повлиял визит Никиты Сергеевича на Кубу, где он насмотрелся на выстроенные американцами небоскребы. Тем более, что речь о сохранении старых домов, находящихся на этом месте, все равно не шла: перенесение «красной линии», то бишь расширение улицы с помощью передвижения домов тоже было слишком дорогим удовольствием, так что решили ломать все. Так и возникла «вставная челюсть Москвы».

-3

Подходим к истокам двух Арбатов. Объединяет их не только общее слово в названии, обе улицы открываются знаменитым домом ресторана «Прага», только по Арбату он носит № 2, а по Новому Арбату гордо зовется дом № 1. Фундаментальное здание стоит здесь аж с конца XVII века. Правда, перекраивалось-перестраивалось не раз. Собственно «Прагой» оно стало еще в 1870-х годах, когда был открыт одноименный трактир, затем переоборудованный в ресторан.

Не менее знаменито, но менее заметно здание, стоящее чуть далее, где располагался родильный дом имени Грауэрмана. «Я родился в Грауэрмана» - и все, и больше ничего про дедушек и бабушек добавлять не надо. Такой пароль коренного москвича, который можно было услышать и от Булата Окуджавы, и от Марка Захарова.

-4

Сейчас трудно поверить, что когда-то институт родильных домов не существовал. Но первое такое заведение было открыто в Москве (и в России) в 1764 году при воспитательном доме. Там было три отделения: «для секретно родящих», «для рождающихся незаконных детей» и «для женщин замужних, но не желающих оставить ребёнка». Первый городской родильный приют с бесплатным приёмом рожениц был создан в 1880 на Швивой горке. В 1907 на средства купца Лепехина, по инициативе Григория Грауэрмана был открыт родильный дом на 63 кровати, куда, например, 8 марта 1941 года привезли прямо со спектакля Марию Миронову и где родился ее сын Андрей. А в 1973 году уже он с огромным букетом красных роз встречал свою жену Екатерину Градову. Сколько эти стены видели таких букетов? В 1997 году роддом был переименован в Медицинский женский центр, хотя все продолжали его называть по-старому. А затем и он был выселен.

-5

На противоположной стороне - Церковь Симеона Столпника на фоне первой многоэтажки – растиражированный тренд, визитная карточка Нового Арбата. Построенная в 1670-х годах церковь после революции была закрыта. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта и осталась среди высотных зданий на маленьком островке газона. В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём поселились морские свинки, крысы, попугайчики и канарейки. Церковь не лучшее место для зоопарка: запах стоял изрядный, и роскошные интерьеры были окончательно уничтожены. После этого здесь устраивались выставки живописи. Ну, а потом на маковки снова водрузили кресты, и в 1992 году здание вновь было передано церкви и заново расписано. Таким и вошло оно в туристские летописи.

Фото Елены Головань