Долгое время я думал, а стоит ли публиковать оставшуюся часть фотографий, которую мне отдали северные водители во время одной из прошедших автоэкспедиций на Чукотку? Или, быть может, оставить пылиться в своих архивах?
Но в той пестрящей "желтизне" репортажей в сети на сотнях развлекательных ресурсов, совсем теряется настоящая жизнь в нашей Арктике. А те редкие материалы на тему Крайнего Севера многократно перепечатываются и повторяются и поэтому, очередному репортажу быть.
Многие читатели знают, что несмотря на то, что Россия хоть и занимает почти 1/9 часть суши Земли, но огромные пространства нашей страны находятся в таких климатических условиях, в которых кажется, что жить невозможно. Но, однако, это не так.
В Арктике живут и работают десятки тысяч людей, но особо выделяются из них северные водители - дальнобойщики. А все потому, что основное время их работы приходится на суровые зимние дни. И Чукотка, самый восточный регион страны, здесь не исключение.
А дело в том, что летом, многочисленные населенные пункты крайнего Севера в основном связаны с "большой землей" авиа - сообщением и несколько реже по воде. Привычные же для нас "дороги" там существуют только зимой, и именно зимой там начинается активная автомобильная жизнь.
Хотя, именно на Чукотке, благодаря своим богатым запасам золота и большому количеству старательских артелей, кроме зимних дорог было построено несколько "летников", правда доступных только тяжелой грузовой технике.
Про "летники" на Чукотке я уже писал в одном из своих репортажей пару месяцев назад:
Чукотка. Коварные дороги арктического лета
Зимой реки и озера покрываются прочным льдом, тундра промерзает, а болота превращаются в замороженную кочку. И тогда появляются разнообразные временные зимние дороги - "зимники". Они бывают разные. Федеральные, региональные,ведомственные, а бывают и вовсе стихийные или "дикие".
Но главное отличие таких временных дорог - это полное отсутствие не только какой-либо привычной нам инфраструктуры и сервиса в виде стоянок, кафе, заправок, но и даже обычной сотовой связи. Летом же здесь тундра, тайга и бескрайние болота без какого-либо присутствия человека.
И если ведомственные, региональные и федеральные зимники периодически обслуживаются и расчищаются после очередной пурги, то стихийные и "дикие" зимники - это обычная колея, пробиваемая в тундре такими же северными водителями.
Маршрут в несколько сотен километров можно преодолевать несколько дней, а можно и несколько недель. Как повезет. И вся надежда только на то, что автомобиль выдержит тяжелые испытания низкими температурами, арктическими ветрами, снегом и льдом.
Между населенными пунктами с теплыми гаражами, заправками и магазинами может быть и 500-600 километров белого безмолвия. И тогда в случае любой поломки автомобиля приходится рассчитывать только на свои силы, знания и умения.
Поэтому, помимо самого груза, водители и везут с собой запас топлива в несколько тонн на весь маршрут, да десятки килограмм запчастей.
И конечно, редко кто ездит одной машиной. Слишком большой риск потерять не только автомобиль и груз, но и жизнь в случае поломки, ведь помощи ждать неоткуда.
А вот "водители - одиночки" чаще всего встречаются в Якутии, но там они с собой везут снегоходы - надо оставлять себе шанс выжить. На Чукотке же ходят преимущественно колонной.
Но основная подготовка к зимним маршрутам идет дома. После окончания очередного зимнего сезона, машина разбирается до последнего винтика и собирается заново. Все, что вызывает малейшее подозрение - меняется, хотя многие новые запчасти достать здесь проблема.
Часто в ход идут автомобили - доноры. Старые советские УРАЛы с каждым годом изнашиваются все больше и больше, и в конце - концов каждый из них становится донором и разбирается на запчасти для оставшихся в "строю бойцов".
А нередко бывает так, что поломка одной-двух машин тормозит всю колонну на несколько дней. И тогда помимо работы, можно заняться рыбалкой или охотой. Но это неотъемлемая часть жизнь на крайнем Севере и здесь свои правила жизни, которые, обычно идут в разрез с законами "большой земли".
Каждый зимний день, несмотря на пургу, лютые 40-50 градусные морозы, многочисленные поломки, отмороженные пальцы,ноги и руки, эти "стальные" и закаленные мужики делают свою работу.
В многочисленные поселки, села, артели, с момента как открываются первые зимники в январе и до середины мая, не зная усталости, преодолевая трудности, устраняя поломки, они завозят запасы продуктов и топлива на многие месяцы вперед. Доставляют оборудование и строительные материалы, и сотни тонн другого не менее полезного груза, без которого жизнь в Арктике была бы невозможна.
Но несмотря на все тяготы и лишения этой нелегкой профессии, многие водители вновь и вновь возвращаются в Арктику, чтобы с наступлением нового сезона сесть за руль своего УРАЛа и КАМАЗа и провести очередные несколько месяцев своей жизни в бескрайней тундре.
На моем пути встречались разные водители, в разных поселках и селах, на разных автомобилях. Но на мой вопрос, почему они возвращаются сюда вновь, несмотря на то, что многие имеют квартиры и родственников на "материке", большинство отвечали, что это невозможно объяснить.
Это Арктика и если ты полюбишь Север, то не разлюбишь его уже никогда.
Еще мои репортажи про зимники Арктики:
Чукотка. Про суровые дороги, не прощающие ошибок
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь.
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com