Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Соломенная шляпка» как невозможность

В одном из фрагментов «Иронии судьбы» (1976) фоном идёт телефильм «Соломенная шляпка» (1974), где персонажи Андрея Миронова и Людмилы Гурченко отплясывают во французско-водевильных декорациях эпохи кринолина. Легко, непринуждённо. Песенки-цветочки-бантики.

Иветта-Лизетта-Мюзетта-Жанетта-Жоржетта. Уставшим интеллигентам из «Иронии...» никогда не достичь той мотыльковости — она им не положена. Запрещена. Аморальна. Только на экране ТВ — иногда мальчики-рантье во фраках сбацают что-нибудь эдакое.

Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Ирония судьбы» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Интересная деталь — Европа XVII-XIX веков представлялась, как очаровательное место, где можно не искать классовых врагов и не осуждать всё тех же мальчиков-на-ренте за тунеядство. А модисток - за распутство.

Напомню, что глав-герой «Соломенной шляпки» - именно рантье с пышным именем Леонидас Фадинар. Прощелыга. Франт и бонвиван. Таких — будь они современниками — клеймили и позорили. Впрочем, жить в Советском Союзе на ренту?! Фадинар попросту невозможен.

Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.

В эпоху, ныне именуемую Застоем (хотя, застоя никакого не было, но это уже терминологические детали, и не в них дело), так вот — в 1970-х — начале 1980-х годов советский Агипроп допускал милые вольности — шляпки, небесных ласточек и прочих ...Распони из Турина и Сильвио Ломбарди.

Все эти шалости существовали в театрализованном пространстве старинной Европы, которая была антиподом, как Европе-современной (где — безработица и чистоган), так и царской России — современнице все этих «шляпок - 1851».

Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.

О России 1851 года — эра николаевской свинцовой жути! - можно поставить исключительно социальную драму, а если и комедию, то свиново-мрачную, как та, что «О бедном гусаре...» Социальный протест и могучая фига в кармане.

А вот опереточная Вена и такой же Париж, или — городок, «...не уступающий Парижу» из пьесы мсье Эжена Лабиша — это очень даже о-ля-ля. И — не запрещено цензурой. Ибо то, что 1) было давно; 2) вообще не у нас — это не может разлагать советского человека. И роскошь в кадре — это абстрактно-театральные тряпки, а злато — не настоящее.

Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.

Кстати, аналог Фадинара в условиях социалистической реальности — это Геша Козодоев, что характерно, тоже герой Андрея Миронова. Тот же тип личности и — наличности. Просыпаться не в 5.30, а когда нравится. Принять ванну. Выпить чашечку кофе.

Работать моделью, то есть по негласной Табели о рангах — фитюлькой. Порхать в своё удовольствие. Но! Фадинар-то имел право налево, быть рантье, наслаждаться Жанеттами и Жоржеттами, тогда как Гоше приходилось мимикрировать, а чтобы «жить красиво», то даже - стать членом банды. Иначе — никак.

Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Соломенная шляпка» (1974). Скриншот. Источник - YouTube.

Вот и немолодым ребятам из «Иронии судьбы» - нельзя ничего этакого. Максимум - случайно убежать в Ленинград. Потому что - облико морале и вообще - 2-го им на работу. Только иногда можно кутнуть - то есть глянуть в праздничной телепрограмме на прыжки и ужимки водевильных франтов.

От них - никакого вреда для социализма. «Соломенная шляпка» - это даже не соблазн. И не упущенная возможность. Это - принципиальная невозможность. Нечто, вроде сказки, где тоже допускаются принцессы и короли - вполне даже положительные, хотя, и теоретически - эксплуататоры.

Зина Корзина (с)