Мы пообщались с организаторами уникального проекта для фанатов виртуальной реальности Vortex Games. Создатели питерского старт-апа рассказали, кому пригодится их центр VR, когда в России появится “смешанная реальность”, а также - как они вообще не побоялись вкладывать деньги в совершенно новые технологии на фоне кризиса и санкций!
Первые шаги к доступной виртуальной реальности
Так получилось, что первый в России центр виртуальной реальности открылся не в предприимчивой Москве и не в креативной провинции. Проект Vortex Games запустил молодой петербуржец Андрей Разумец: его детище расположилось в историческом районе города, неподалеку от Театра Андрея Миронова на Петроградке. Конечно, в Москве можно найти что-то похожее - но только в сфере развлечений, игр и аттракционов. А тут команда Андрея решила использовать потенциал виртуалити по полной.... Впрочем, лучше мы расскажем обо всем по порядку!
Выпускник технического ВУЗа и фанат фильма «Трон» Андрей Разумец давно мечтал запустить какой-нибудь высокотехнологичный старт-ап. Его бизнес-идея проста и понятна: сейчас VR-шлемы и контент к ним стоят просто огромных денег. Да и чтобы получить заветный гаджет, нужно отстоять огромную виртуальную очередь. Причем не факт, что полученное от покупки удовольствие оправдает эти невероятные затраты. Ну а в клубе Vortex Games познакомиться с виртуалити можно за небольшие деньги. И не только в одиночестве, но еще и в компании друзей.
Я помню, как ко мне пришла идея этого проекта. Мы зашли в какую-то типичную демо-зону Oculus Rift в торговом центре. Там были все эти аттракционы и 2-3 простенькие игры. Больше ничего. И мне показалось несправедливым, что такая мощная технология почти недоступна массовому пользователю. А главное, что пока что никто у нас даже не стремиться использовать ее потенциал на 100%, - рассказывает нам Андрей Разумец.
Первое сравнение, которое лезет в голову в рассказе о Vortex Games, это компьютерные клубы, в которых все мы заседали в начале нулевых. Тогда многие приходили туда погонять в CS или Warcraft, потому что дома еще не было ПК. Ну и потому, что играть с кем-то в компании всегда веселее. Эх, ностальгия… Однако это ошибочная ассоциация. Как уверил нас Андрей Разумец, Vortex Games открыл свои двери не только для геймеров. Здесь ждут серьезных разработчиков и гиков, ценителей культуры и просто любопытных россиян.
В поисках своей аудитории
Я хочу, чтобы это был центр, где люди будут учиться, работать, а уж потом – играть. Виртуальная реальность даст людям такую возможность. Хотя и понимаю, что геймеры – это наша основная аудитория на первом этапе развития. И мы обязательно будем проводить первые в России турниры по играм в VR, предоставлять время для тренировок первых профессиональных геймеров в этой сфере. Но я не хотел бы делать акцент на играх, а лучше сместил бы все в сторону образования, проектирования, разработки и создания фильмов, своей фильмотеки и новых развлечений,- делится с нами создатель клуба.
Разработчики получат здесь «железо» и комфортное место для работы. Возможно, в будущем в центре даже появятся лицензии на профессиональное ПО: если спрос будет соответствовать предложению. Ценители искусства и путешествий смогут отправиться на виртуальные экскурсии или посмотреть фильмы в формате «360 градусов». Ну а новички в мире VR смогут в первый раз погрузиться в это уникальное пространство без страхов и опасений.
Кстати, Андрей по-настоящему обрадовал нас, когда пообещал, что в Vortex Games не будут приходить толпы школоты и совсем уж юных геймеров. У центра стоит возрастное ограничение 13+: все кто младше смогут находиться здесь только с официального разрешения родителей. Если же малыши все-таки доберутся до Vortex Games, то персонал обещает работать с ними крайне бережно.
Сразу скажем, что мы будем бережно относиться к таким клиентам: у нас нет цели нагрузить их мозг, заставить ребят ощутить эффект «американских горок». Скорее мы предложим им какой-то интересный образовательный и видеоконтент или несложные игры. Постараемся вырастить из них будущих разработчиков и научить любви к технике, - говорит Разумец.
Чем больше “железа”, тем лучше
Настала пора оглядеться вокруг и рассказать о том, как выглядит сам центр. У Vortex Games есть несколько помещений, но работает из них пока что одна только просторная комната. Все остальные зоны – это территория потенциального развития, на каждую из них у команды Vortex есть свои планы. О планах мы еще поговорим, а пока расскажем о том, что уже работает.
Итак, мы находимся в светлом зале, оформление которого стремится к стилю hi-tech и легким ассоциациям с киберпанком. В комнате находится три шлема виртуальной реальности, закрепленных за игровыми компьютерами (все характеристики совпадают с официальными рекомендациями флагманских шлемов). Если честно, игровых зон могло быть и больше, особенно, если в будущем здесь будут проходить кибертурниры. Но хозяева уверили нас, что в ближайшие дни здесь прибавится не меньше двух дополнительных комплектов VR.
Для удобства пользователей экраны ПК размещены на подвижных кронштейнах, подвешенных к потолку. Разумеется, есть наушники и несколько видов джойстиков: от классического «playstation» до геймпада в форме стрелкового оружия (пригодится в шутерах). Зал Vortex Games спроектирован так, что во время похождений по виртуальным мирам вы не заденете соседа или какой-то элемент интерьера. Вот, кстати, еще одна причина играть в таких центрах, а не дома! Здесь вы ничего не разобьете и никого не покалечите даже в самой подвижной гаме. Справедливости ради замечу, что во время тест-драйва мне все-таки пару раз мешали провода от наушников. Возможно, с беспроводными девайсами было бы круче. Но в остальном пользовательские зоны продуманы классно!
В качестве шлемов пока что используются Oculus Rift DK2. Однако команда Vortex Games уже заказала новый Oculus и HTC (он пришел в Vortex, когда писалась эта статья). Кстати, в «гонке шлемов» Андрей Разумец ставит именно на эту тайваньскую компанию.
Лично мне пока что больше нравится HTC Vive. Во-первых, у них есть поддержка от Steam. Все-таки это определенный контент, причем по более адекватной цене. Во вторых, сравнивая отзывы, можно сказать, что HTC Vive более интересен для разработчиков. Он слегка тяжелее по весу, зато легче переносится, чем Oculus. И нет проблемы нагревания, как у "лидера". По отзывам разработчиков он выигрывает, но скоро мы получим оба шлемака, и сравнить их можно будет в этих стенах, - уверен наш герой.
(А мы уже сравнивали возможности этих двух шлемов: всем неравнодушным – читать Oculus Rift vs HTC Vive: битва ожиданий).
Мечты о будущем
Кроме закупки шлемов у ребят есть и другие планы по доработке своего клуба. В ближайшее время они заменят стулья для «сидячих игр» на специальные мобильные сидения, в которых можно будет перемещаться с удобством. Хорошая идея: пока что места для сидения смотрятся слегка старомодно и не вписываются в общую хай-тековскую атмосферу.
Кроме того, команда Vortex Games поработает над внешним видом зала: Андрей хочет сделать его более футуристическим. Еще они подкупят новых джойстиков и других официальных гаджетов для VR. Настоящая мечта наших героев в этой сфере – это покупка платформы для перемещения по виртуальной реальности(считывает реальные движения ног игрока). Но здесь все упирается в проблемы производителей подобных девайсов. У Vortex Games даже была договоренность с неким австрийским поставщиком, но те до сих пор не смогли решить вопрос с производством в Китае. Теперь Андрей и Ко ждут хороших новостей от Virtux Omni и их конкурентов по всему миру.
Впрочем, Vortex Games уже принимает людей. Компания провела тестовое открытие, собрала отзывы первых клиентов и начала работать в нормальном режиме. Специально для этого было скачано немало интересного софта: фильмов, игр, экскурсий и уроков для VR. Теперь остается только внимательно выслушивать обратную связь от клиентов, работать над ошибками и планировать свое будущее.
Женский взгляд на виртуалити
В этом Андрею помогает его главный партнер – очаровательная девушка Александра Ефимова. Она занимается продвижением компании на профильных выставках, привлечением людей в Vortex Games и выполняет непростые административные функции. Иногда женский взгляд на технологии открывает перед ребятами новые горизонты. Например, Александра придумала, как заманить к себе профессионалов в сфере дизайна интерьера и проектирования жилья. Она уверена, что с помощью Vortex Games их заказчики смогут увидеть будущие дома «как в жизни» и защитят себя от разных косяков.
Даже провести человека по квартире и выбрать дизайн – очень сложно. Ты всегда хочешь посмотреть: хорошо ли ляжет плитка, будет ли удобной кухня, подойдут ли к пространству обои. Ведь очень часто то, что мы рисуем себе в голове и то, что получаем в результате, достаточно сильно отличается друг от друга. А при помощи виртуальной реальности люди смогут прийти к нам и увидеть свою будущую комнату или квартиру. Благо, уже есть программы, которые создают и накладывают на локацию изображение вашего пространства,- говорит девушка.
А еще Саша помогла Андрею не опустить руки, когда в страну пришел кризис. Из-за него открытие проекта отложилось почти на год, и Vortex реально находился под угрозой срыва. Но девушка смогла увидеть определенный позитив и в этой ситуации.
Да, цены на гаджеты резко подскочили, и у нас даже слетели какие-то договоренности с зарубежными компаниями. Но зато у нас не появилась массы конкурентов. Ну и людям сейчас не так просто купить шлем VR, а значит, больше шансов, что они придут в Vortex Games,- рассказывает Александра.
Кстати, она же доказала нам, что виртуальной реальностью интересуются не одни только парни.
Сейчас стало сложно путешествовать. К нам приходила девушка, которой просто хотелось посмотреть новые места, не выезжая из страны. И у нас она побывала в Непале, Мачу-Пикчу, на Великой Китайской стене. На минуту, на час оказаться в другом месте – это очень здорово!
Есть над чем поработать
После беседы с ребятами мы устроили небольшой тест-драйв. Поиграли в несколько игр для Oculus Rift, посмотрели фильмы, полазали в настройках ПК.
Что запомнилось? Хочется отметить наличие интересного контента, о котором раньше удавалось только читать в иностранных обзорах. Нигде в российских демо-зонах виртуалити ничего такого почему-то нет. Это и первые полноценные игры, и по-настоящему интересные мультики в 3D. Я, например, полчаса провозился с необычной бродилкой-головоломкой в средневековом стиле, где героя нужно вести по темному скалистому трехмерному лабиринту над пропастью. Чтобы он не сорвался вниз, нужно постоянно менять точку обзора карты (рыцарь постоянно выходит из поля зрения) и юзать магию для телепортации в стиле Portal. Игра вышла динамичной, напряженной и по-настоящему мозголомной. Ну а в мультике Henry я впервые увидел законченное видеопроизведения с интересным сюжетом и хорошей реализацией всех преимуществ анимации “360 градусов”. До этого все демки фильмов только разочаровывали: были слишком сырыми и грузили мозг. Здесь же Oculus Studio прорисовал анимацию не хуже мегамастеров из Pixar. Вот только в мире, в котором живет милый ежик-неудачник Генри, ты чувствуешь себя одним из десятка ярких персонажей, а не просто смотришь со стороны. Детям такое точно понравится, да и взрослым, наверное, тоже.
Но главное качественное изменение, которое нельзя было не ощутить – это то, что я находился в пространстве, заточенном специально под VR. Ничто не отвлекало, не мешалось под ногами и не раздражало. За это Vortex получает от нас большой «лайк».
Как и любой новичок, я боялся, что в каждой игре придется долго тупить, осваивая принцип работы джойстика и систему взаимодействия с пространством. Но меня выручали консультации ребят, которые своими советами экономили мне уйму времени и спасали от “тупняка”.
Есть ли что-то, что может разочаровать гостей Vortex Games? Все зависит от ваших ожиданий. Пока что в клубе нет условий для командной игры сразу 5-6-7 человек. И даже игрушек, в которые можно было бы без устали гамать целые сутки. Но тут все упирается в ситуацию на рынке контента! На нем просто нет нормальных сетевых и слишком сложных игр… И Vortex`у, и его клиентам остается просто ждать, когда они появятся. А так все топовые приложения для VR тут можно попробовать: и Space Pirate Trainer, и Tilt Brush, и Project Cars, и GunJack, и многое-многое другое.
Возможно, расстроятся самые прокачанные гики, которые захотят увидеть в центре гаджеты, о проектах которых они читали накануне в социальных сетях. В Vortex вы не полетаете на ховерборде, и пока что не залезете в сферу VirtuSphere. Но не потому, что создатели клуба где-то не доработали. Просто эти гаджеты еще не вышли на рынок и существуют в 1-2 презентационных экземплярах на руках у своих создателей. Все остальные новинки Андрей и команда отслеживают и стараются покупать. Так что обе эти возможные претензии адресованы скорее к индустрии виртуальной реальности, чем к нашим героям.
Меняться, чтобы быть первыми
Напоследок Андрей и Александра показали нам одну из главных своих надежд на будущее. Помещение, в котором разместится первая в России зона смешанной реальности. Это огромный зал, в котором человек сможет вступать в максимальное взаимодействие с объектами VR.
Поначалу это будет развлекательное пространство. Мы хотим поставить 3д-сканнеры, просканировать помещение, изучить все текстуры, а потом сделать что-то вроде генератора ландшафта. Тогда в этой комнате мы сумеем сделать сложные лабиринты и какие-то приключенческие зоны. Смешанная реальность будет заключаться в разного рода эффектах. Например, если в шлемах люди будут видеть дождь, то они ощутят его и своим телом – в этом поможет распределитель влаги. И прочее, прочее, прочее. Я пока что не могу вдаваться в тонкости, так как это только проект, который нуждается в серьезной практической доработке,- говорит Андрей.
Без таких вот проектов на будущее Vortex Games вряд ли обойдется. Ребята сами понимают, что в нынешнем виде их проект просуществует не больше 3-4 лет. Потом шлемы станут более доступными, на рынок выйдут конкуренты, и привлекать людей нужно будет засчет новых преимуществ. Возможно, Vortex сделает ставку на смешанную реальность. Может быть, станет самым продвинутым организатором чемпионатов по VR-геймингу. Все зависит от фантазии организаторов и спроса клиентов.
Но сейчас Vortex Games остается первым комплексным центром виртуальной реальности в России. Что важно – попасть сюда можно за небольшие деньги. Один час любого времяпрепровождения в VR стоит 700 рублей. А разработчики и гики могут получить серьезные скидки вплоть до 100%! Как объяснили нам Андрей и Саша, они не ставят перед собой цели заработать огромные деньги. Они просто хотят сделать виртуальную реальность доступной и приблизить будущее, в котором шлемы VR станут такой же нормой, как сейчас смартфоны.
Что же: надеемся, мы еще увидимся в этом будущем.
Спасибо за Ваше внимание! Обратите внимание на другие наши материалы:
Как выбрать мультифункциональный чехол для iPhone 4s, 5, 5s, 6, 6s
10 лучших замаскированных сейфов, которые сохранят ваши ценности от любопытных глаз
VRLF: виртуальная реальность Ивана Мартынова Золотая середина — лучшая материнская плата с чипсетом Intel
Pokemon GO: TOP-9 аксессуаров для продуктивной игры