Найти тему

Уганда и Нигерия готовятся обогнать Россию по инновациям

Образование должно быть таким, чтобы дети могли использовать полученные знания в своей карьере, а не только на уроке. Выпускник по окончании школы должен уметь применять накопленные знания, быть инициативным, принимать самостоятельные решения, а также работать в команде. Однако пока российская система образования не вооружает детей подобными навыками, а внедрение технологии STEM (наука, технология, инженерия и математика) сильно отстает от многих стран, даже самых беднейших.

Нигерия, к примеру, намерена построить цифровую экономику на основе образования, используя технологические навыки для создания будущих рабочих мест. Как заявил президент страны Мухаммаду Бухари, «Нигерия не может позволить себе остаться в стороне от цифровой эпохи. Мы должны вооружить наших детей с раннего возраста навыками современной эпохи, делая упор на образование в области науки, техники и математики».

В Найроби учащиеся начальной школы используют приложение eLimu, которое помогает им усваивать информацию и готовиться к экзаменам в развлекательной форме. Платформа Kytabu решает другую проблему - с ее помощью миллионы школьников получают подписку на недорогие цифровые копии учебников. Благодаря платформе, дети даже из самых отдаленных районов имеют доступ к качественной образовательной литературе.

Уганда пошла еще дальше. Здесь внедряется большое число инициатив и инноваций, направленных на развитие «цифрового» обучения как на школьном, так и на университетском уровнях. Если не верите, вот вам доказательства.

Во-первых, в 2018 году компания Kaino Africa, специализирующаяся на интеллектуальных технологиях управления школой, представила свой флагманский продукт - планшет Kaino с технологией EdTech, разработанный для учеников начальной школы Уганды и призванный улучшить качество преподавания и обучения.

Во-вторых, правительство Уганды внедрило он-лайн уроки в виде видеоконференций в сельских школах, чтобы дать деревенским учащимся возможность учиться в городских учреждениях.

В-третьих, в 2018 году Национальная ассоциация глухих Уганды и шведская программа по использованию ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в развивающихся регионах разработали платформу цифрового контента для изучения языка жестов. Это новация будет применяться в школах для глухих, включая начальные и средние школы, а также высшие учебные заведения.

В-четвертых, внедряется цифровое обучение в ВУЗах. Например, Угандский университет технологий и управления (UTAMU) ввел онлайн-курс, благодаря которому можно учиться в любом месте и в любое время, не посещая университет. То же самое планирует сделать Университет Макерере. Кроме того, ВУЗы Уганды меняют парадигму в концепции современной библиотеки, запуская их электронные варианты. Так, доступ к электронной библиотеке через свой ноутбук, планшет и мобильный телефон уже получили студенты ISBAT University.

А что же делает Россия в этом направлении? У нас цифровизация в образовании сводится к формальным мерам, что называется, для галочки. Все ограничивается интерактивными досками, заменой бумажных учебников на электронные варианты, работой детей с компьютерами и подключением школ к интернету. Между тем, большинство школ и ВУЗов продолжают готовить детей к навыкам, которые уже устаревают, в то время как нужно готовить к будущему - к деятельности, которой раньше не было. По результатам исследования Всемирного экономического форума, более 65% современных школьников готовятся получать профессии, которых сегодня уже не существует. Поэтому одними из наиболее востребованных специалистов будут кандидаты с опытом работы в STEM (наука, технология, инженерия и математика). В недалеком будущем многие рабочие места будут автоматизированы, и только люди с навыками, незаменимыми для автоматизации, будут процветать в будущей экономике, основанной на прорывных технологиях. Без этого Россия обречена на углубление отставания в экономическом и научном отношении.