С момента появления ДВС и первых "самобеглых колясок", человечество задалось вопросом "Насколько быстро можно на них передвигаться?". Были времена, когда английские бобби и американские копы штрафовали первых водителей за скорость, превышающую нормальный прогулочный шаг, причем догоняли их на велосипедах.
Так первый официальный штраф был выписан в Англии 28 января 1896 за превышение до 8 миль в час вместо разрешенного лимита в 2 мили, а в Америке первый неофициальный штраф получил таксист на Манхэттене за "рискованную" скорость в 12 миль.
Но, несмотря на это, ген скорости с тех пор надолго прописался в ДНК человека и началось соревнование механиков и инженеров против законов физики, и кто в итоге не только построит самую быструю машину, но и будет достаточно рисковым, чтобы подтвердить это на треке.
Практически сразу после широкого распространения автомобилей, многие владельцы начали устраивать различные мероприятия, основными из которых являлось выяснение того, чья машина быстрее всех. Сначала гонки устраивались на самых обычных автомобилях и дорогах, но, спустя некоторое время, начали появляться различного рода официальные соревнования, одним из которых стала гонка "500 миль Индианаполиса". Появившись в 1911 годы, впоследствии она стала одним из престижных автомобильных соревнований в мире на автомобилях с открытыми колёсами, также известными как класс Indy.
Читайте также: Американские машины: действительно ли размер имеет значение?
Многие компании и отдельные энтузиасты использовали соревнования Indy 500 как ультимативный тест своих разработок, для подтверждения надежности конструкции на треке и шанс прославить своё имя, ну или просто найти спонсоров для последующих моделей.
Так Гарри Миллер, один из известнейших дизайнеров гоночных машин до Второй Мировой, с поддержкой Форда построил 1935 Miller-Ford с передним приводом.
Однако из 10 построенных в рамках этого проекта машин только 4 прошли квалификацию на треке, впрочем все они сошли с трассы по причине проблем с рулевым управлением.
Впоследствии часть машин была продана другим гонщикам и они получили приставку Оffy, получив новый двигатель Offenhauser, который был установлен вместо оригинального Ford V-8, как данный экземпляр, который в 1948 году обрел новую жизнь с Энди Гранателли.
Наблюдая со своими детскими друзьями за подобными гонками сквозь забор трека в Окленде, Калифорния, Гарри Страйкер и Чарли Лоулор решили, что когда-нибудь они сами будут участвовать в подобных гонках на овале.
Вскоре после окончания Второй Мировой войны, они действительно приняли участие в кольцевых гонках, на пару приобретя машину нового "карликового" класса от Kurtis Kraft.
По факту эти малыши были пригодны не только для больших треков, но и для небольших закрытых арен, чему способствовала максимальная скорость в 120 км/час. Чарли был пилотом, а Гарри взял на себя роль механика, причем их дуо оказалось весьма плодотворным, принеся десяток побед в различных гонках.
С развитием гонок, начали появляться различные классы машин: например, до появления асфальта на треке, одним из популярных классов был Sprinter (sprint race car), разработанный для грунтового покрытия.
Это были харизматичные машины, с весьма высоким уровнем энерговооруженности, открытыми колесами и кокпитом, поэтому довольно опасными для пилотов. Приводимые в движение американскими 6.7 литровыми V8 с механическим впрыском метанола, они могли выдавать до 900 л.с., однако впоследствии, для снижения аварийности, основными двигателями стали четырехцилиндровые Offenhauser.
Читайте также: Топ самых продаваемых автомобилей в истории
До 70-х годов на них не устанавливались анти-крылья для увеличенной прижимной силы и зачастую пилоты проходили повороты в скольжении и при ускорении отрывали передние колеса от земли. Однако публика любила подобные гонки именно за их зрелищность.
Некоторые машины в отдельном классе "Supermodified open-wheel" строились специально для коротких овалов, весьма популярных в западных штатах и Канаде, и они были более безопасные чем ранние модели.
Сварная трубчатая рама из хром-молибденовой стали плюс трубчатая открытая капсула безопасности для пилота помогают сохранить его жизнь и здоровье при аварии гораздо лучше. Как правило, подобные автомобили приводились в движение также американским V8 (от 6,7 до 7,9 литров) с механическим впрыском метанола в виде топлива, что было равно отдаче примерно в 800 л.с. Средняя скорость Supermodified составляла около 200 км/ч, достигая 300 км/ч на длинных отрезках.
Примечательно, что именно эта модель принадлежала ранее Тиму Ричмонду, который один из первых в истории гонок пилотов перешел из класса "open wheel racing" сразу в класс NASCAR. Причем для начала он стал "Новичком года", выиграв гонку в 1980 году на этой машине, после чего пообещал своей матери, что вся его дальнейшая карьера будет посвящена гонкам на более "безопасных" машинах NASCAR, которые действительно являли собой вершину инженерного совершенства в плане гоночной безопасности.
А некоторые выдающиеся гонщики как раз начинали свою карьеру наперекор общему семейному мнению, например двукратный победитель в серии NASCAR Grand National – Нед Джарретт.
Начав свою карьеру в 1951 году под чужим именем, в 1959 он уже добился значимого успеха, войдя в пул гонщиков высшего дивизиона гоночной серии сток-каров NASCAR, после чего его отец дал ему свое благословение на дальнейшие гонки, но исключительно под своим именем.
Помимо выдающихся успехов на треке, после своего ухода из гонок, он стал одним из официальных комментаторов серии. Его голос звучал из радиоприемников и телевизоров в течении нескольких десятков лет, заставляя замирать сердца фанатов.
Безусловно, самым выдающимся моментом стала гонка 1993 года, когда он комментировал гонку, в которой победил его сын Дэйл. Он практически провел его через несколько последних кругов к победному финишу, позже принеся официальные извинения за свое неспортивное поведение к его тезке Дэйлу Эрнхардту, пришедшему вторым.
Параллельно с кольцевыми гонками, многие сорвиголовы решили попробовать и себя в конструировании болидов, чтобы получить заслуженную дозу адреналина, выжимая из построенной машины всю возможную скорость на прямой.
Альтернатива предполагала в начале относительно недорогие машины, которые были по карману практически каждому, и гонки проходили на высохших соляные озера или старых аэродромах вместо официальных треков: так зародилось начальное поколение драгстеров под общим именем "gasser".
Читайте также: История Isetta — мини-автомобиля, спасшего BMW
В момент зарождения, в качестве основы как правило использовали максимально легкое шасси от старых машин с максимально большим двигателем более поздних годов выпуска. Никаких особенных средств защиты в виде защищенного кокпита сначала не использовали, но после многочисленных аварий и смертей это стало обязательным элементом для допуска на соревнования.
Данный экземпляр был построен на базе 1933 Willys с углепластиковым обвесом, копирующим все замененные элементы корпуса, и двигателем Hemi 1957 года, позволяющим проехать четверть мили чуть менее чем за 9 секунд. Джек был одним из первых северо-западных гонщиков, который гастролировал по всей стране, вызывая на драг-стрип различных именитых соперников и их творения.
И безусловно, на вершине пищевой цепочки драгстеров находятся машины дивизиона "Top Fuel", которые питаются исключительно смесью нитро-метана с метанолом, выдавая умопомрачительные цифры мощности, разгона и скорости.
Так как гонки происходят исключительно по прямой, то конструкция рулевого управления и подвески максимально проста, все внимание уделяется мощнейшему наддувному мотору, зачастую имеющему около 10,000 л.с. при общем весе драгстера около тонны.
Неудивительно, что скорость от нуля до 100 км/ч подобный монстр может набрать менее чем за секунду, разгоняясь на отрезке в 305 метров (подобная дистанция была выбрана по соображениям безопасности) свыше 500 км/ч.
Открытые выхлопные трубы также обеспечивают дополнительную прижимную силу для колес, однако при отсутствии каких-либо глушителей звук в 150 децибел превышает болевой порог и чувствуется всем телом. Можно заметить, что через двигатель и нагнетатель проходят своеобразные ремни безопасности, которые призваны удержать их от разлета при нередких взрывах, ибо подобная мощность зачастую разрывает двигатель на старте или в момент максимальной отдачи.
Примечательно, что если нужно провести дефектовку двигателя между заездами, то на весь процесс отводится не более 75 минут, так что быть механиком в подобных гонках - это весьма ответственное дело.
Во многих странах существует достаточно скоростных треков для разного вида гонок, от кольцевых до драг-стрипов, с наличием своевременной технической и скорой медицинской помощи. Все это делается для того, чтобы все получили свою дозу адреналина: и пилоты и зрители, и чтобы стихийные соревнования в скорости не выплескивались на улицы городов, являясь потенциальной угрозой жизни простых обывателей.
Больше об автомобилях читайте на hype.ru
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал! 👍