Найти тему
Иду за солнцем...

Балабановская роща

Решил немного "прогуляться" по истории родного города – нашел свои старые статьи и буду «реконструировать» их для Дзена, чтобы каждый мог почитать…

С 1888 по 1913 год город­ским головой был Минас Ильич Балабанов. Яркая личность, большой энтузиаст своего дела, Минас Ильич в годы сво­его правления сделал многое для благоустройства города. При его содействии в Ростове появился трамвай, открылся Александровский парк (сейчас парк им. Вити Черевичкина) и многое другое.

Балабанов Минас Ильич, родился в 1844 году. Сын нахичеванского купца. Благоустроитель и преобразователь Нахичевани, сам купец 2 гильдии, гласный Нахичеванской городской Думы 1872–1982 гг. Городской голова в 1888–1898 и 1901–1905 гг.

М.И. Балабанов. Фото из старой книги
М.И. Балабанов. Фото из старой книги

При нем было учреждено Николаевское благотворительное общество, открыт городской театр, заложены и обустроены городские парки – Александровский (парк В. Черевичкина) и Балабановский (парк Н. Островского). В 1894 году в Александровском городском саду была установлена Александровская колонна, на которой надпись: «В память 25–летнего царствования в бозе почившего императора Александра II».

Памятник пионерам-героям в парке В.Черевичкина
Памятник пионерам-героям в парке В.Черевичкина
Александровская колонна
Александровская колонна
Одна из аллей парка им. В.Черевичкина
Одна из аллей парка им. В.Черевичкина
Памятник пионеру Вите Черевичкину
Памятник пионеру Вите Черевичкину

– Минаса Балабанова называли «нахичеванский Байков», – рассказал «Нашему Району» Геннадий Беленький, журна­лист–краевед, член Союза жур­налистов России. – В 1894 году он стал инициатором заклад­ки большой рощи на окраине Нахичевани. Зеленой зоной она отделяла складскую терри­торию станции «Ростов–товар­ный» от города. Роща стала разрастаться, а неофициально получила название Балабановская. Потом из этой рощи образовалось два парка.

Дальняя часть парка - фрагменты старой рощи
Дальняя часть парка - фрагменты старой рощи
Станция Товарная в задней части парка
Станция Товарная в задней части парка

В 1931 году на восточной стороне рощи (территория от стадиона до сегодняшнего ДК «Ростсельмаш») образовал­ся Пролетарский парк. Через год его передали заводу для дальнейшего окультуривания и переименовали в парк им. Ростсельмаша. И, наконец, в конце 30–х – начале 40–х годов парк получает имя Николая Островского.

Огромное спиленное дерево - вероятно остатки старинной рощи
Огромное спиленное дерево - вероятно остатки старинной рощи
Большая старая пихта в центре парка
Большая старая пихта в центре парка

Второй парк (западная часть Балабановской рощи – территория от стадиона до 14–й линии) в 1934 году носил имя Бориса Шеболдаева – первого секретаря Азово–Черноморского краевого комитета партии ВКПб. В то время присвоение имен живых людей культурным объектам допускалось. В 1937 году Борис Шеболдаев был объявлен врагом наро­да и репрессирован, а парку присвоили имя Марии Ульяновой, сестры Ленина. Запад­ная сторона рощи была менее благоустроена, чем восточная.

Западная аллея парка Островского
Западная аллея парка Островского

После войны на ее территории была организована областная сельскохозяйственная выстав­ка, аналогичная московской. Она продолжала свою работу с 1954 года до конца 1950–х. В построенных деревянных пави­льонах и различных выставоч­ных площадках летом экспо­нировались животные. После закрытия выставки павильоны разобрали. Один из них пре­вратился в кинотеатр «Колос», а потом его перестроили и открыли храм Пантелеймона. Он действует и по сей день.

Церковь Святого целителя Пантелеймона
Церковь Святого целителя Пантелеймона

В 1940 году вокруг Балабановской рощи прошла детская железная дорога имени Воро­шилова (с 1961 года – имени Гагарина), одна из первых в стране.

Малая Северо–Кавказская ж.д. имени Ю.А. Гагарина открыта 9 ноября 1940 года.

Идею строительства детской железной дороги в Ростове–на–Дону комсомольцы города высказывали ещё в 1936 году. В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД под председательством академика Образцова. Решение ростовчан было одобрено Советом, и уже в 1937 году в Ростове начали работать кружки юных железнодорожников. А вот на подготовку проекта ДЖД и улаживание всяческих формальностей ушло несколько лет. Только 4 августа 1940 года, в День железнодорожника, на торжественном митинге было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД. Об этом событии возвестил гудок паровоза ЮП–305, к тому времени уже доставленного к месту будущей дороги. Путь детской железной дороги длиной 3,5 км проложили кольцом вокруг Балабановской рощи, высаженной в конце XIX века.

Схема Детской железной дороги
Схема Детской железной дороги
Фото станции Победа середины ХХ века
Фото станции Победа середины ХХ века
Нынешнее фото станции Победа
Нынешнее фото станции Победа

Наконец, в 60–х годах два парка слились в один парк имени Николая Островского. По воспоминаниям современ­ников, на конец 60–х годов пришлось время расцвета парка.

Мы с дочкой у входа в парк 10 лет назад...
Мы с дочкой у входа в парк 10 лет назад...

К слову о Деткой железной дороге – осенью 2018 года ее решили реконструировать, но работы, похоже, затянутся надолго…