Найти тему

Как на практике работает феномен ожидаемых выплат

Приведу несколько фактов, подтверждающих описанный график.

На одном из заводов стояла задача изменения системы оплаты труда для конструкторских отделов. 2 отдела по 25 человека. Проблема была в том, что цеха простаивали из-за того, что конструктора задерживали подготовку документации, не укладывались в заданные сроки, несмотря на постоянные переработки. В среднем получалось до 240 часов выработки в месяц.

Генеральный директор сказал: «Я готов платить 60-70 тысяч (в 2009 году, небольшой город), лишь бы укладывались в сроки». Когда я проводила интервью с конструкторами (около 20 интервью), то выяснила очень интересные установки. Привожу диалог.
Вопрос: «Какой у вас сейчас уровень заработной платы?»
Ответ: «26-28 тысяч»
Вопрос: «Это хороший уровень?»
Ответ: «Конечно, нет. В городе уже платят 30-35 тысяч.»
Вопрос: «Вы знаете такие предприятия? Там есть вакансии?»
Ответ: «Да, предприятия знаю. Вакансий там нет».

Легенда о том, что на других предприятиях платят больше быстро разрушается, когда выясняется, что там, где платят больше, нет вакансий. Часто это более ценные специалисты и более высокая производительность. Возможно, что за единицу труда они получают меньше. Удерживают высокопроизводительный персонал, который заслуженно получает больше.

Вопрос: «А сколько, по-вашему, должны получать специалисты вашего уровня?»
Ответ: «Да, тысяч по 30 уже пора!»

В результате этих интервью выяснилось, что нет смысла планировать зарплату на уровне 50-60 тысяч, если социально-ожидаемые выплаты находятся в диапазоне 25-30 тысяч. Если  найдутся специалисты, которые хотят больше зарабатывать, то с ними нужно заключить  индивидуальные тарифные соглашения.

Ещё пример. На одном из заводов, где средний уровень зарплаты около 25 тысяч рублей, вводились разные мотивационные схемы для того чтобы увеличить производительность труда. Эффект был близок к нулевому. Были снижены расценки на выполнение работ. Рабочие несколько дней возмущались, но в этом же месяце  сделали выработку, которая обеспечила им тот же уровень заработной платы. Эта схема на заводе применялась несколько раз. В среднем раз в полгода. Каждый раз это приводило к увеличению производительности.  Если нормы выработки и расценки определены для оптимальных условий труда, то их можно изменить только при изменении условий труда. В данном случае расценки были не очень корректными.

Очень тяжело сейчас предпринимателям замотивировать  работников сельского хозяйства. В этой отрасли после перестройки стало очень неблагополучно с кадрами.  Специалистов на селе осталось мало. Кто хотел заработать, уехали в город или работают на вахтах. А в деревне научились выкручиваться на низких зарплатах, подсобном хозяйстве и дарах природы. Поэтому реакция на обещанные высокие зарплаты за производительный труд крайне низкая.

Полностью статью можно прочитать на моём сайте