Решили продать свой подержанный автомобиль? Тогда запасайтесь терпением и знаниями, если хотите, чтобы конечный результат соответствовал Вашим ожиданиям. С терпением помочь мы, увы, не сможем, а вот за знаниями и советами дело не заржавеет. InfoCar.ua расскажет о том, что и как нужно делать, чтобы процесс продажи автомобиля прошел гладко и безболезненно.
Здесь мы намеренно опустим рекомендации по откровенному обману покупателя, поскольку считаем, что залог успеха — честность и открытость. Тогда и Ваш сон будет крепче, и новый владелец авто будет доволен.
Встречают по одежке
Всем известная поговорка применительна не только к людям, но и к машинам. Вполне логично, что в первую очередь потенциальный покупатель обратит внимание на то, как выглядит Ваш автомобиль. В зависимости от срока и условий эксплуатации, выглядеть он может по-разному, но почти неизбежно на кузове будут мелкие царапины, сколы и прочие дефекты. Бороться с этим можно, но не слишком активно, и уж тем более не стоит тратить время и деньги на перекраску всего кузова или какой-то его части. В конечном счете это сыграет против Вас, ведь покупатель понимает, что смотрит на автомобиль с пробегом, и без того рискованное приобретение, а лоск внешней новизны только усилит его опасения.
Как правило, под слоем свежей краски автовладельцы пытаются скрыть неприятные последствия ДТП. Опытные покупатели знают это, а потому берут с собой специальные детекторы, легко вычисляющие, сколько слоев краски нанесено на кузов и какова ее толщина. Если Ваше авто не попадало в аварии, не усложняйте себе жизнь — хорошенько вымойте машину и обработайте кузов защитной полиролью. Это придаст ему опрятный, но «честный» вид.
Камнем преткновения могут стать и всевозможные декоративные элементы — молдинги, наклейки, накладки. По возможности, от них нужно избавиться, чтобы не вызывать лишних подозрений в попытке скрыть под ними дефекты кузова. Исключение составляют только заводские «украшения».
Отдельный и очень важный пункт программы предпродажной подготовки — наведение порядка в салоне. Лучше всего отдать автомобиль на глубокую химчистку, после которой внутренне убранство авто будет выглядеть, как новое или близко к тому, а если расходы на химчистку не имеют экономического смысла, можно ограничиться самостоятельной уборкой. Вооружитесь пылесосом, моющими средствами, тряпками, салфетками и натирайте все до блеска, насколько это, конечно, возможно. Что разболталось — подкрутите, что сломалось — отремонтируйте или приклейте. Если сиденья не чистятся от пятен или прожжены упавшим с сигареты пеплом, оденьте на них чехлы (майки). Проверьте, чтобы работали все лампочки, кнопочки и ручки, иначе из-за копеечной неисправности покупатель начнет торговаться, а Вам, как продавцу, это совершенно не выгодно.
Двигатель и ходовая часть
Техническая часть подготовки б/у автомобиля к продаже, наверное, самая сложная и самая противоречивая. Перед продавцом всегда стоит проблема выбора: оставить все как есть или «навести марафет», чтобы попробовать продать подороже? Ни тот, ни другой вариант, по своей сути, неправильный. Глупо надеяться, что Вам легко и просто попадется наивный покупатель, не понимающий в автомобилях ровным счетом ничего. Если такой и есть, он обязательно возьмет с собой толкового приятеля, который быстро поймет, что Вы, например, «скрутили» показания одометра. Для этого достаточно взглянуть на износ тормозных дисков и других деталей, а если до блеска надраить двигатель и весь моторный отсек, грамотный покупатель развернется и уйдет. Почему? Потому что не может агрегат, отработавший энное количество километров, оставаться идеально чистым, а вот течи и прочие неисправности в нем вполне могут присутствовать, но выявить их сразу не получится, потому что Вы, так сказать, замели следы. То же относится и к подвеске, и к коробке передач, и к другим узлам.
Это не значит, что приводить «железо» в порядок не нужно. Нужно, но в пределах разумного! Гораздо важнее проверить точки крепления механических деталей, чтобы они не были ослаблены и не издавали посторонних стуков, шумов и дребезжаний, иначе Ваш автомобиль создаст себе репутацию хлипкого и ненадежного.
Еще один вопрос, который предстоит решить: что делать с комплектом зимних шин? С одной стороны, его можно включить в цену автомобиля, обязательно указав на наличие такого бонуса, а с другой — продать автомобиль чуть дешевле, после чего ненавязчиво предложить купить еще и резину. Как правило, вторая схема работает более эффективно, потому что и цена на авто выглядит привлекательнее, и без зимних шин все равно не обойтись.
Зондируем почву или где искать покупателя
Важно выяснить, сколько реально стоит Ваш автомобиль на сегодняшний день. Сделать это несложно. Достаточно зайти на наш сайт продажи б/у авто и отыскать там свою модель с таким же или близким годом выпуска, пробегом, состоянием и т. п. Проанализируйте цены и выбирайте такую, какую считаете наиболее справедливой для своего авто. Только не задирайте цену до небес, чтобы потом сделать большую скидку. Маловероятно, что потенциальный покупатель клюнет на эту уловку. Напротив, она может быть расценена как подозрительная попытка избавиться от машины в кратчайшие сроки. Разумнее будет назвать адекватную сумму, сделав скромную скидку. Покупателю будет приятно, а Вы ничего не потеряете.
Искать нового владельца своего авто можно разными способами. Один из них — авторынок, куда приходят те, кто не желает тратить время на просмотр объявлений, и те, кто занимается скупкой подержанных автомобилей с целью заработать на их перепродаже. В народе таких людей называют «барыгами» или «частными автодилерами», и к ним нужно проявлять осторожность. Как правило, они отличные психологи, знающие, что, когда и как нужно сказать, чтобы продавец потерял уверенность в себе и в своем товаре, сбросив, как следствие, цену до невыгодной для себя отметки.
Чтобы не попасться на удочку, запомните несколько простых правил: если Вы не специалист-технарь, перед продажей обязательно посетите СТО, чтобы досконально знать все недостатки своего автомобиля и шкалу их важности, а если покупатель все же пытается сильно сбить цену, отложите принятие решения до следующего дня, дав себе время все хорошенько обдумать.
Со скупщиками можно столкнуться не только на авторынке. Упомянутые выше сайты объявлений о продаже подержанных автомобилей давно обрели огромную популярность. Схема работы «барыг» с помощью Интернет не меняются, поэтому бдительность терять не нужно, но и игнорировать автосайты нив коем случае нельзя. По статистике, большая часть подержанных автомобилей продается именно через Сеть. Чем грамотней Вы оформите свое объявление, тем выше шансы продать автомобиль быстро.
Особое внимание стоит обратить на фотографии. Их никогда не бывает много, но часто продавцы допускают грубую ошибку, фотографируя свой автомобиль на мобильный телефон, не осознавая, что низкое качество изображений резко снижает привлекательность машины, какой бы она ни была. Это нужно учитывать, как нужно учитывать и соотношение фотографий экстерьера и интерьера. В идеале оно должно быть 50:50.
В описании своего авто указывайте конкретные и правдивые данные. Потенциальный покупатель должен заранее знать о дефектах, если они есть. В противном случае, он все равно обнаружит их при личном осмотре и откажется от покупки. Тогда положение не спасет даже скидка.
Дело сделано!
Если удача Вам улыбнулась, и покупатель нашелся, не торопитесь бежать переоформлять документы. Сначала выясните, кто будет за это платить — Вы, он или поровну. Здесь все зависит от ситуации. Если Вы сделали хорошую скидку или изначально продавали свою машину дешевле, чем аналогичные, можете смело требовать, чтобы расходы по переоформлению взял на себя покупатель. В иных случаях совместная оплата выглядит вполне справедливой и необременительной ни для одной из сторон.
Здесь нужно было бы поговорить о том, как лучше переоформить документы (по генеральной доверенности или по договору купли-продажи), но тема эта настолько обширна и сложна, что мы уделим ей внимание отдельно.
Кстати, если в повседневной жизни Вы активно пользуетесь автомобилем, который продаете, не стоит без особой надобности заправлять его «под завязку». Не будете же Вы сливать топливо на глазах у покупателя? А отдавать машину с полным баком при нынешних ценах на бензин и дизтопливо — расточительность, особенно, если проданное авто относится к бюджетным.